Найти тему
Морская коллекция

Тяжелые крейсеры.Корсары генералиссимуса Франко."Канариас".

Создание тяжелых крейсеров типа "Канариас" - ТЫЦ !

Главный калибр испанских тяжелых крейсеров- 8 203 мм орудий. Вспомогательная артиллерия -8 весьма современных 120-мм орудий – с углом возвышения до 80 градусов. ПВО- 4×2 40-мм зенитных автомата «пом-пом» и 4×3 неподвижных 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет. Однако при вводе в строй весь этот комплекс вооружения подвергся значительной коррекции из-за нехватки времени и необходимых материалов.

-2

Над всей Испанией безоблачное небо...

Начало фашистского мятежа оба крейсера встретили в процессе достройки на верфи в Эль-Ферроле. "Канариас" был укомплектован башнями главного калибра,но не имел вспомогательной артиллерии,приборов управления огнем для главного калибра и зенитной артиллерии."Балеарес" нес только две башни главного калибра ,не имел прочей артиллерии и приборов управления огнем.

18 июля 1936 мятежники захватили большую часть города ,включая верфи.Из гавани успели уйти крейсера «Либертад» и «Мигель де Сервантес» с наиболее прореспубликански настроенными матросами.

В порту остались крейсер «Альмиранте Сервера» (в доке), линкор «Эс­панья», два пока еще невооруженных крей­сера «Канариас» и «Балеарес», эсминец «Веласко», сторожевики «Ксайен» и «Яд Мартин», миноносцы 2 и № 7, а также прибывший из Авилы транспорт «Контрамаэстре Касадо». В различных стадиях до­стройки были также минзаги «Хупитер», «Болкано» и «Нептуно». Гарнизон военно-морской базы в 3700 человек раскололся на республиканцев,мятежников и большую часть неопределившихся. Рабочие Эль-Фероля объявили политическую забастовку против фашистского восстания,рабочие отряды начали штурм захваченных мятежниками объектов.Командира линкора "Эспанья",пытавшегося отправить с линкора сводную роту для помощи мятежникам,моряки ранили и добили штыками,двоих его лейтенантов застрелили тут же. Крейсер «Альмиранте Сервера » также поддержал рабочих ,часть моряков сошла на берег поддержать антифашистское сопротивление.Франкисты ввели в город дополнительные силы и тяжелую технику, два гидросамолета "Савойя" отбомбились по республиканскому линкору. Утром 22 июля сопротивление было подавлено, только на линкоре "Эспанья" было расстреляно 28 матросов.

Недостроенные крейсера стали самым удачным приобретением франкистов. На территории мятежников оказался артиллерийский завод «Сан-Карлос» в Кадисе,что облегчило довооружение кораблей. Работы по дооснащению были ускорены, на крейсера ставили все что было под рукой- 102-мм пушки с разбившегося на камнях в 1923 г. линкора «Эспанья», 120-мм орудия с недостроенных эсминцев, немецкие и итальянские зенитки. Ни торпедное вооружение, ни корабельный гидросамолет так и не были установлены, хотя пытались приспособить немецкий He-60.

Относительную боеспособность крейсера приобрели в начале 1937 года,хотя ограниченность сил вынуждала франкистов активно использовать их уже осенью 1936.

Гражданская война поделила испанский флот на две неравные части. Под контролем республики осталось большинство кораблей: линкор «Хайме I», крейсеры «Либертад», «Мендес Нуньес» и «Мигель де Сервантес», 14 эсминцев, 6 миноносцев, 12 подводных лодок, 5 канонерок и несколько вспомогательных судов. Количество сил, оказавшихся в распоряжении «национальных сил», было несколько меньше: линкор «Эспанья» (бывший «Альфонсо XIII»), два тяжелых крейсера, легкие крейсеры «Альмиранте Сервера» и «Наварра» (бывший «Республика»), один эсминец, пять миноносцев, девять канонерок и дюжина вспомогательных кораблей и судов. Из офицерского корпуса флота на сторону мятежников перешло 1668 офицеров, верными республике остались 236 человек.

Республиканское морское министерство все захваченные фашистами корабли исключило из состава флота,что лишало их права использовать национальный флаг.

Во время гражданской войны Canarias был наиболее активной единицей флота националистов  ,служил флагманским кораблём франкистов , блокировал морское побережье республики,обстреливал побережье. Canarias потопил 34 корабля и судна -республиканские эсминец Almirante Ferrandiz (29 сентября 1936 г.) и патрульный корабль Marinero Cante (30 октября 1936 г.), баскскую вспомогательную канонерку Nabara (5 марта 1937 г.), 3 торговых судна и не менее 12 мелких рыболовных и парусных судов, захватил 8 торговых судов и до 10 мелких плавсредств. В это число входят и советские суда «Комсомол» (потоплен 14 декабря 1936 г.) и «Скворцов-Степанов» (захвачен 26 мая 1938 г.).

"Канариас" и "Балеарес" в боях и походах.Фотогаллерея.

Прорыв блокады Гибралтарского пролива (29 сентября 1936 г.)

29 сентября 1936 на боевом дежурстве в Гибралтарском проливе находилось два республиканских эсминца Almirante Ferrandiz и Gravina. Их целью было пресечь перевозку войск мятежников из Марокко в Испанию.Остальной республиканский флот ушел в Басконию. Франкистские крейсера Canarias и Almirante Cervera ,скрытно выйдя из Кадиса,внезапно атаковали республиканцев. Gravina пытался отстреливаться от Almirante Cervera , но в итоге,пользуясь преимуществом в скорости ушел в Атлантику и встал на ремонт во французской Касабланке. Canarias в 6-40 с дистанции 11 миль открыл огонь по Almirante Ferrandiz ,который на такой дистанции был беззащитен. Третий залп крейсера накрыл кормовую надстройку эсминца вместе с двумя орудиями. Прикрываясь дымовой завесой эсминец зигзагом пытался выбрать позицию для торпедной атаки,но еще несколько попаданий добили его.В 7-20 эсминец взорвался и затонул. Французское судно позднее спасло только 40 человек из его экипажа.

Потопление «Комсомола» (14 декабря 1936 г.)

14 декабря Canarias потопил советский теплоход «Комсомол», который ранее доставил в Картахену партию танков, но сейчас следовал в Гент с грузом марганцевой руды. 36 человек экипажа были «взяты в плен», а теплоход расстрелян артиллерией. Моряки провели 8 месяцев в тюрьме Кадиса, но были освобождены по требованию советского правительства.

Бой при мысе Палос (ночь 5-6 марта 1938 г.)

Весной 1938 года состоялось единственное крупное морское сражение этой войны. В первых числах марта во время очередного полета над Мальоркой (Балеарские острова) оба корабля были зафиксированы на снимках стоящими в бухте Пальма за боновыми заграждениями. Республиканцы решили провести дерзкую операцию - атаковать торпедными катерами крейсера франкистов, которые стояли в порту Пальма-де Мальорка. Началась подготовка операции. В ночь с 4 на 5 марта ударная группа, состоящая из трех торпедных катеров и четырех эсминцев, перешла из Картахены в Валенсию, поближе к месту дислокации противника. Однако разведка франкистов действовала не менее активно. Их агентуре стало известно о готовящейся акции . Командование «национального» флота решило сыграть на опережение. Уже 5 марта Пальму покинула эскадра контр-адмирала Мануэля де Виерны в составе тяжелых крейсеров «Балеарес» (флагман) и «Канариас», легкого крейсера «Альмиранте Сервера», трех эсминцев и двух минных заградителей. Одним из них был совсем новый «Юпитер», располагавший кроме собственно минного еще и неплохим артиллерийским вооружением: четырьмя 120-мм орудиями и мелкокалиберной артиллерией. План Виерны состоял в том, чтобы перехватить на рассвете 6 марта корабли республиканского флота, используя огневое превосходство. Дополнительной задачей являлось выставление минного заграждения на подходе к Картахене. Ряд источников указывает на то, что корабли Виерны должны были встретить конвой из двух транспортов и сопроводить их до Мальорки, и что о выходе республиканского флота ничего известно не было. Франкисты располагали сведениями, что именно в Картахене находятся практически все боеспособные корабли республиканцев, сведенные в эскадру, которая должна была страховать ударную группу, предназначенную для атаки Мальорки.

Республиканская эскадра де Убиеты ( на посту командующего эскадры Убиета находился совсем недавно: он был стремительно выдвинут на эту должность, когда будучи капитаном 3-го ранга командовал легким крейсером «Мендес Нуньес» )состояла из легких крейсеров Libertad и Mendez Nunez и 5 эсминцев - Sanchez Barcaiztegui, Almirante Antequera, Lepanto, Gravina и Lazaga. Легкие крейсера были уже достаточно стары,они были спроектированы на основе британских малых крейсеров-разведчиков. «Либертад» располагал восемью, а «Нуньес» – шестью 152-мм орудиями. То есть, в артиллерийском бою франкисты имели бы решающее преимущество- вес бортового залпа фашистских крейсеров превышал 2 тонны против 700 кг у республиканцев ,а новые 203-мм орудия тяжелых крейсеров были весьма хороши. Но столкновение произошло ночью.

Уже находясь в море, Убиета получил сообщение, что в районе Валенсии бушует шторм силой не менее 7 баллов, и в таких условиях действия торпедных катеров будут невозможны. Но после консультации с военным советником, капитан-лейтенантом Н. А. Питерским, адмирал все-таки решил не возвращаться на базу, а произвести разведку в районе Балеарских островов. Республиканская эскадра взяла курс на северо-восток. Тем временем Виерна, больше рассчитывая на дневное сражение, увеличил скорость, намереваясь на рассвете быть в районе Картахены. Оба минных заградителя, чья скорость не превышала 18 узлов, были оставлены под присмотром эсминцев, а крейсерские силы («Балеарес», «Канариас», «Альмиранте Сервера»), двигаясь 30-узловым ходом, шли в сторону мыса Палос. Перед полуночью Убиета отделил от своих сил боевую группу из трех эсминцев, направив их в свободный поиск в районе Ивисы. Эскадра шла следующим порядком: «Либертад» и «Мендес Нуньес» в кильватерной колоне, а справа по борту от них – три эсминца. Оба соединения двигались друг на друга, и встреча состоялась 6 марта в промежутке между 0.35 и 0.40 минутами. Первым франкистов обнаружил эсминец Sanchez Barcaiztegui, его сигнальщики при свете звезд обнаружили пенный след идущих почти полным ходом кораблей противника, а затем увидели их силуэты. Профиль тяжелых крейсеров с их массивной дымовой трубой было невозможно перепутать ни с одним кораблем.Эсминец сразу выпустил 2 торпеды, но промахнулся, однако сразу сообщил на Libertad о встрече. Франкисты тоже заметили противника, но решили не вступать в бой, а протянуть время до рассвета, когда сказалось бы их превосходство в артиллерии. Поэтому де Виерна повернул на юго-восток, увеличил скорость и попытался оторваться от противника. Частично это удалось - старый Mendez Nunez отстал, однако отряд республиканцев, который сократился до крейсера Libertad и эсминцев Sanchez Barcaiztegui, Almirante Antequera, Lepanto, упрямо преследовал противника.

1 из 1
1 из 1

В результате в 02.13 началась вторая фаза боя. С дистанции около 3 миль «Либертад» и «Мендес Нуньес» открыли огонь по противнику и даже добились нескольких попаданий в Canarias, а «Санчес», «Антекера» и «Лепанто» с дистанции чуть больше мили выпустили соответственно 4, 5 и 3 торпеды по вражеским крейсерам в 02.15 . Три торпеды «Санчеса» угодили в «Балеарес». Одна торпеда «Лепанто» попала в «Канариас»(попадание торпеды в "Канариас" франкистами отрицалось). В ответ открыли огонь 203-мм «Балеареса» и «Канариаса», «Альмиранте Сервера» огня не отрывал, поскольку ему мешал шедший головным «Канариас». Артиллерийский контакт был недолгим. «Либертад», например, израсходовал только 27 152-мм снарядов, добившись, по наблюдениям сигнальщиков, трех попаданий в «Канариас». Франкисты этого не подтвердили. На кораблях республиканцев были включены прожекторы, корабли Виерны помогали себе осветительными снарядами. На этом бой, собственно, и закончился. Около 2 ч. 30 мин. на шедшем вторым в колонне «Балеаресе» прогремели два (по другим сведениям, три) мощных взрыва. На корабле вспыхнул пожар, поскольку одна из торпед попала в цистерну с мазутом, и он, кренясь на левый борт, начал тонуть. Вторая вызвала детонацию погребов башни «B», что привело к гибели всех офицеров на мостике, в том числе командира крейсера и контр-адмирала Виерны. Canarias едва не протаранил собрата , успев повернуть лишь в самый последний момент.

«Канариас» и «Альмиранте Сервера» развернулись и вышли из боя. Сведения о попадании одной торпеды в «Канариас» и заклинивании у него руля представляются спорными. Франкисты предоставили подбирать команду тонущего крейсера британским эсминцам Boreas и Kempenfelt. Потери в личном составе оказались очень тяжелыми, согласно последним уточненным данным, погибли 788 человек. Всего британцами, проявившими профессионализм и выдержку, с горящего «Балеареса» и из воды было спасено 12 офицеров и 360 матросов. Убиета не стал добивать пылающий крейсер, считая его обреченным. Не продолжил он и погоню за стремительно уходящим противником Возможно, республиканцы добились бы еще большего успеха, сумев уничтожить все корабли неприятеля. Республиканский командующий, кроме того, мог использовать отходящую от острова Ивиса боевую группу эсминцев, располагавшую по меньшей мере 18 торпедами. По каким-то причинам это не было сделано. возможность превратить тактический успех в серьезную морскую победу была упущена. Около 5 ч. утра сильно поврежденный тяжелый крейсер затонул. В 7.20 на место недавнего боя вернулся «Канариас» и стал принимать на борт спасенных со своего систершипа. За этим занятием его и застали республиканские самолеты-разведчики. Получив сигнал о замеченном тяжелом крейсере и, очевидно, приняв его за недобитый «Балеарес», главный авиационный советник Т. В. Малашкевич направил против него все имеющиеся под рукой бомбардировщики. На место проведения спасательных работ было брошено 3 эскадрильи (27 единиц) «СБ». Большинство из них имело смешанные советско-испанские экипажи. Всего было совершено три авианалета, причем самолеты встретил сильный зенитный огонь. Пилоты утверждали, что в результате попаданий «Балеарес» затонул, и удалось добиться как минимум одного попадания в «Канариас». Впоследствии националисты утверждали, что никаких попаданий не было. Зато английская сторона отметила одного убитого в результате разрыва бомбы матроса с эсминца «Бореас», который располагался близко возле «Канариаса».

Последний прорыв эсминца Jose Luis Diez (27 августа, 29-30 декабря 1938 г.)

Последний бой гражданской войны для Canarias ,состоялся в конце 1938 г. Республиканский эсминец Jose Luis Diez после ремонта во французском Гавре,попытался прорваться через Гибралтарский пролив в один из республиканских портов. По пути эсминец потопил 2 франкистских траулера. Перед заходом в пролив на корабль нанесли опознавательные знаки и бортовой номер британского эсминца Grenville .Но 27 августа он был обстрелян крейсером Canarias ,получив повреждения,эсминец ушел на ремонт в Гибралтар.После ремонта,в ночь с 29 на 30 декабря 1938 года эсминец вышел из Гибралтара, но прорыв не удался. В проливе эсминец столкнулся с канонеркой Calvo Sotelo, которая сразу подняла тревогу.Эсминец был поврежден огнем с минного заградителя Vulcano ,вышел из строя один из котлов.Потеряв скорость, Jose Luis Diez повернул обратно в Гибралтар,но подоспел Canarias, под его огнем эсминец выбросился на берег в бухте Каталан (на британской территории). Canarias по инерции дал еще пару залпов, но появившиеся английские и французские корабли вынудили его прекратить стрельбу. Экипаж Jose Luis Diez был вывезен в Альмерию на британских эсминцах, а сам корабль англичане в 1939 году передали Франко.

Последний путь "Канариаса" 1977
Последний путь "Канариаса" 1977

В послевоенное время Canarias принял участие практически во всех боевых акциях испанского флота (в Марокко, Гвинейском заливе, в деле о захвате парохода Santa Maria), а также в представительских мероприятиях. Для франкистского правительства он являлся символом победы в гражданской войне. 17 декабря 1975 года крейсер был исключен из списков флота, став таким образом, последним из существовавших «вашингтонских» крейсеров. 14 сентября 1977 года его продали на слом. 203-мм башня «В» была установлена на памятнике перед Военно-морской школой в Марисасе, в то время как одно из 120-мм орудий - в Лас Пальмасе (Канарские острова).

-7

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам