Чем отличаются должностные обязанности и алгоритмы работы SMM-специалиста внутри компании от сотрудников рекламных агентств на аутсорсе?
Чаще всего в штате небольшой компании один сотрудник занимается коммуникацией с аудиторией в соцсетях, он же готовит контент и занимается настройкой таргетированной рекламы. Отсюда вытекает сразу несколько важных аспектов.
Находясь в офисе и занимаясь одним проектом SMM‑менеджер может изучить продвигаемый продукт или услугу, а также оперативно подключать коллег для экспертной помощи. Вообще отсутствие посредников в коммуникации SMM-специалиста с маркетологами, руководителями отдела, менеджерами по продажам и т.д. облегчает работу и делает ее более продуктивной для всех.
Естественно, он проникается корпоративной культурой и настроением коллектива. Хорошо, если все сотрудники гордятся своим продуктом и отличаются лояльностью и преданностью бренда, - настроение будет «проникать» в посты для соцсетей.
Находясь внутри компании, специалист по SMM может «пилить» сториз и делать нужные фото хоть каждый день, это удобно и экономично. Свободы в плане творческого самовыражения у штатного SMM‑специалиста больше. Он всегда может предложить начальству свои идеи, обосновав их, без необходимости подготавливать сложные дорогостоящие презентации и боязни оттолкнуть или напугать заказчика – как это происходит при работе с рекламными агентствами. Как только у штатного SMM-менеджера появилась идея, он проходит несколько шагов до кабинета начальника и советуется с ним, получает разрешение на тестирование и начинает работу. Так можно оперативно вводить самые новые инструменты пока они еще показывают максимальную эффективность, не став мейнстримом.
Но в бочке меда есть и пара-тройка ложек дегтя, которые могут непоправимо испортить трапезу. Работающий в штате сотрудник не может идеально разбираться во всех аспектах интернет-маркетинга: блестяще писать рекламные тексты для таргетированных объявлений, настраивать их, работать с негативом в отзывах, налаживать связи с инфлюенсерами, вести представительства бренда и т.д. В агентствах это решается просто: каждый проект «разбивается» между несколькими исполнителями, которые являются лучшими в своей узкой специализации. Например, один занимается исключительно копирайтингом, другой таргетингом, третий работает в качестве комьюнити-менеджера. К тому же постоянный обмен опытом повышает «температуру по больнице», т.е. общий профессионализм. Если SMM-менеджер работает «соло», то и учиться ему не у кого.
Самое страшное не то, что нанятый в штат сотрудник чего-то не знает или не умеет, а то, что, боясь показаться не квалифицированным или потерять в доходах, он побоится отдать часть процессов на аутсорс. Естественно, многое зависит от человеческих качеств сотрудника, ваших с ним отношений и мудрости руководителя. Многие компании отлично справляются с этим, сразу оговаривая возможность привлечения сторонних исполнителей и выделяя на это отдельный бюджет.
Другая ложка дегтя – это медленное профессиональное развитие. В агентствах специалисты решают разные задачи и с каждым новым клиентом вынуждены искать новые решения, пробовать свежие тренды, осваивать появляющиеся инструменты. Работая внутри компании, специалист садится на бодро скачущего конька и едет так до того момента, пока не станет очевидно, что нужно что-то менять. При этом он закис, не развивался и не сильно интересовался тем, что происходит в индустрии. Его можно понять, не было необходимости и рутинных задач хватало. Чтобы не попасть в такую ситуацию, при найме специалиста нужно учитывать необходимость повышения его квалификации, посещения тематических конференций, воркшопов и т.д.
Нанятого сотрудника сложно поменять или уволить, тогда как даже внутри одного рекламного агентства вы можете просить замены исполнителя, или и вовсе попробовать другую SMM-компанию. В случае найма все не так просто. Обиженный бывший сотрудник может наломать дров. Помните, именно SMM-специалист общается с вашими клиентами от имени бренда, определяет то, что они будут смотреть и читать в соцсетях, отзывах, на форумах, в рекламных объявлениях. У него обычно есть все пароли и доступы. При сотрудничестве с агентством вас защищает договор о конфиденциальности и нежелание агентства рисковать собственной репутацией.
Безусловно, в найме SMM-специалистов в штат есть ряд преимуществ, в том числе экономическая целесообразность: они в конечном итоге чаще обходятся дешевле, нежели работа сторонних исполнителей. Однако эффективность их деятельности во многом зависит от того, как поставлены бизнес-процессы в компании, от человеческих качеств и профессиональных компетенций кандидата, а также от способности руководителей наделить подчиненного нужной степенью свободы в принятии ответственных решений.