Найти в Дзене

Красота из невидимых нитей: кто и как создает костюмы для фигуристов (часть 2)

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Светлана Гачинская пришла в мир одежды для фигурного катания 15 лет назад. Благодаря сыну Артуру, который занимался этим видом спорта и начал выступать на турнирах, дизайнер познакомилась с будущей коллегой Викторией – конструктором швейных трикотажных изделий. Именно Виктория в 2001 году сшила костюмы для произвольного танца Бережной и Сихарулидзе на Олимпиаду, в котором спортсмены взяли золото. Это был первый опыт создания нарядов для фигуристов, Виктория тогда работала в театральном ателье. Благодаря творческому союзу открылось ателье «Арована».

Я продолжаю свою серию публикаций о петербургских дизайнерах одежды для фигурного катания. Цитирую здесь отрывки из своей статьи, но и делюсь новыми, неопубликованными ранее фактами и фотографиями.

Источник фото: https://www.gettyimages.com/photos/elena-berezhnaya
Источник фото: https://www.gettyimages.com/photos/elena-berezhnaya

Постоянные клиенты мастерской»: Артур Гачинский и его ученики из школы «Звездный лед», фигуристы из группы Великовых, группы Алексея Мишина (Софья Самодурова, Анастасия Гулякова), спортсмены школы Тамары Москвиной (Петр Гуменник) и другие. Когда катались Юко Кавагути и Александр Смирнов, Максим Траньков и Мария Мухортова, здесь шили костюмы для этих пар. Также с ателье в разное время сотрудничали Каролина Костнер и Столбова-Климов. Среди клиентов много маленьких, начинающих спортсменов. Есть и дистанционные заказчики: в век продвинутых технологий создать костюм без личной примерки не особо сложно.

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

«У нас есть круг постоянных клиентов, который со временем меняется. Иногда фигуристы хотят попробовать что-то новое у других дизайнеров, уходят на сезон или больше. Изредка бывает, что спортсмены из одной пары обшиваются в разных ателье. Но больше преданных клиентов, которые приходят еще в детстве. Например, Соню Самодурову и Полину Костюкович я помню еще малышками. Все годы, что они выступают на льду, мы создаем им костюмы», – говорит Светлана. Она показывает мне рисунки платья чемпионки Европы для короткой программы минувшего сезона, где сбоку была потрясающая ручная роспись по ткани, декорированная стразами. Еще в ателье хранится платье Сони трехгодичной давности. Вживую оно очень маленькое, ведь из зала и по телевизору артист выглядит крупнее.

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Ателье сотрудничает со многими театрами Санкт-Петербурга и Москвы, Академией Эйфмана, шьет для гимнасток и пловцов (синхронное плавание). Бывают заказы от иностранцев, которые приезжают в Петербург на подкатки. Постоянные клиенты иногда просят сшить наряды для личных событий (день рождения, выпускной и т.д.).

Светлана рассказывает о процессе создания костюма. «На первом этапе фигурист дает послушать музыку, рассказывает об образе героя и нюансах программы. Мне показывают видео на льду. Опытные тренеры и хореографы сами дают идею костюма. Например, у Великовых всегда четкие готовые образы. А для Москвиной принципиально, чтобы мы приехали на каток и посмотрели на ее фигуристов вживую, окунулись в атмосферу программы. Далее мы рисуем эскизы будущего костюма и показываем клиенту. После утверждения эскизов и материалов шьем. Обязательна "проверка" наряда на льду: удобно ли спортсмену? Все ли устраивает тренеров и хореографов? Обычно две примерки. Конечно, в процессе работы что-то меняется. Бывает, меняем длину юбки, добавляем стразы. Сроки создания костюма – от 1 дня до 1 месяца», – говорит Светлана.

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Средняя цена костюма для взрослого фигуриста – 25 тысяч рублей. Но это условная цифра. Все зависит от ткани, сложности дизайна и количества кружев, страз. Порой кажется, что для наряда маленькому фигуристу нужно меньше ткани. Но если его костюм сверкает... Бренды стразов тоже разные, и цены на них варьируются. «Пришивать стразы – ювелирная работа, особенно если таких деталей много. У Сони на платье «Бурлеск» около 10 тысяч страз», – рассказывает дизайнер.

Источник фото: https://sportadvice.ru/news/chempionat-evropy-samodurova-oboshla-zagitovu
Источник фото: https://sportadvice.ru/news/chempionat-evropy-samodurova-oboshla-zagitovu

По мнению Гачинской, стирать «фигурный» костюм не надо: «У нас в ателье есть услуга: все чистим, удаляем любую грязь. Бывает, малыши-спортсмены дома попортят ткань, обольют молоком. Или утюгом спалят. Потом сами пробуют наколдовать, и наряд портится. Нам – создателям – легче вернуть своему творению изначальный облик. Если костюм беречь и правильно ухаживать, он прослужит вечно. Часто наряды передают из поколения в поколение. Кто-то продает по окончании сезона. Тогда костюм продолжает жить на льду и служить искусству. Почему нет? Но большинство спортсменов не любят отдавать свои костюмы, особенно если выиграли в них крупные соревнования. Это память».

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Для Светланы эталон в «фигурном» дизайне – костюм Ягудина из олимпийской программы «Человек в железной маске».

Но главное, по ее мнению: чтобы одежда была для фигуриста удобной и безопасной. «В спорте редко рискуют с нарядами-трансформерами. Идеальный костюм – тот, который придает эстетику и стал «второй кожей». Он сидит четко по фигуре и помогает раскрыть образ. Все же фигурное катание – это красивый вид спорта, и спортсмен на льду должен выглядеть великолепно!», – заключает дизайнер.

Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник
Автор фото - Марина Чернышова-Мельник

Читайте статью про Марию Евстигнееву, еще одного потрясающего дизайнера: https://zen.yandex.ru/media/id/5d76b5468600e100add160f4/krasota-iz-nevidimyh-nitei-kak-sozdaiut-kostiumy-dlia-figuristov-chast-1-5d78d23de882c300b33ae9ff