Найти тему
muntaqa.info

Возможен ли тафсир Корана не в противоречие современным астрономическим открытиям?

Оглавление

В Коране многократно встречается описание Земли и Солнца. Например:

"Солнце на восходе уклонялось от их пещеры вправо, а на закате отворачивалось от них влево". (Пещера, 17)
"Когда он прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается в мутный (или горячий) источник". (Пещера, 87)
"Он поместил на земле незыблемые горы, дабы она не колебалась вместе с вами". (Пчелы, 15)
"Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановление Могущественного, Знающего. Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите". (Ясин, 38-40)
И др.

Можно заметить, что это описание подано таким, чтобы ему не мог возразить человек, который смотрит на природные явления, находясь на поверхности Земли. Для наблюдателя с Земли Солнце восходит и заходит, Луна перемещается по небосводу, а Земля - надежный наблюдательный пункт, и не испытывает дрожи или толчков, которые могли бы сигнализировать о движении. Если не считать редких для частного наблюдателя землетрясений.

Такое описание при отсутствии точных научных данных подвигло многих исламских ученых прошлого к тому, чтобы склониться к геоцентрической картине мира. Аяты с описанием стабильности земной поверхности и описанием того, что видит наблюдатель из движения небесных тел по небосводу, они поняли в самом широком смысле: как описание модели взаимодействия космических тел. Это неминуемо привело их к утверждению астрономической модели, согласно которой планета Земля находится в покое, а Солнце, Луна и соседствующие планеты обращаются вокруг Земли.

Однако, появление объективно установленных научных данных, дало понять, что такой тафсир (объяснение) противоречит фактической реальности. Следовательно, понимать эти аяты необходимо в ключе описания того, что видит наблюдатель с земной поверхности, а не как описание движения астрономических тел в космическом пространстве. Подобно тому, как говорят на русском языке люди знакомые с астрономией и незнакомые с ней: Солнце взошло, Солнце зашло, Солнце склонилось, движение Солнца по небу. И при таком подходе противоречия с наукой исчезают. Ведь Коран не может противоречить действительности, но может противоречить ей то, как его понимают некоторые люди. 

Примеры того, как тафсир не противопоставляется научным данным. Шейх аз-Зухейли

Шейх Уахба аз-Зухейли - выдающийся сирийский ученый, получивший признание на мировом уровне. Сделал вклад во многие науки, в том числе в науку тафсира. Под его авторством изданы два тафсира, и в обоих он прямым образом высказался по нашему вопросу.

Первый пример

Говорит шейх аз-Зухейли, принимая во внимание современные астрономические данные: "Солнечной системой в астрономии называется Солнце, движущиеся (с ним) планеты и их спутники. Они по порядку их удаления от Солнца следующие: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон".
См. "Ат-Тафсир аль-мунир" 29/11.

Второй пример

Обратимся к 33 аяту из суры "Пророки": "Он – Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам".

Говорит в его тафсире шейх аз-Зухейли: "Сотворение ночи и дня, Солнца и Луны - милость от Аллаха и довод, указующий на величие Его власти, через вращение Земли вокруг самой себя и ее обращения вокруг Солнца, и обращения Луны вокруг Земли. И Солнце, и Луна обращаются, двигаясь по собственной орбите, и не покидая ее".
См. "Ат-Тафсир аль-уасит" 2/1579.

В другом тафсире сказал: "Аллах сотворил ночь и день по Своей милости и в качестве довода на величие Его власти посредством вращения Земли вокруг самой себя... Все: и Солнце, и Луна, и звезды, и Земля обращаются по своим орбитам".
См. "Ат-Тафсир аль-мунир" 17/47.

Третий пример

В тафсире к аяту "Солнцу не надлежит догонять Луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите" (Ясин, 40) шейх сказал: "Все: Солнце, Луна, Земля - плывут и обращаются по своим орбитам в небе. Подобно тому как плывет рыба в воде. Солнце * движется по окружности, радиус которой 93 миллиона миль, завершая круг за год. Луна делает оборот вокруг Земли каждый месяц с радиусом в 24 тысячи миль. И Земля делает оборот вокруг Солнца за один год, а вокруг себя за день и ночь".
См. "Ат-Тафсир аль-мунир" 23/17.

* Здесь шейх запутался или допустил невнимательность, так как указанные им данные о радиусе орбиты и времени оборота относятся к Земле, а не к Солнцу.

В третьем примере не совсем ясно: шейх упомянул о движении Земли по орбите в качестве дополнительной информации, которая не противоречит аяту и соответствует затронутой теме, или же имел ввиду, что движение Земли подразумевается в самом аяте. Если первое, то донести это и было целью, а если второе, то такое толкование могут оспорить многие специалисты в тафсире и арабском языке.

Во всяком случае эти примеры дают понять, что для человека, знакомого с науками Корана и современными астрономическими открытиями нет проблем в том, чтобы принять и то, и то, не противопоставляя одно другому.

Источник и дополненияПонимание Корана в вопросах о движении Земли и Солнца

Телеграм-канал: https://teleg.one/muntaqa_info

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte