Найти тему
киНоНостальгия

Троица великих Серджио спагетти-вестерна, которую любит Тарантино.

Оглавление

Спагетти-вестерн, как его пренебрежительно прозвали американцы, стал феноменом мирового кино. Некогда любимый жанр Нового Света тихо увядал, и вдруг выскочки-итальянцы вдохнули в него новую жизнь и переосмыслили каноны. Стильные, жестокие, циничные, кровавые - вестерны по-итальянски не только революционизировали жанр, но и во многом определили новое лицо мирового кино. В истории спагетти-вестерна самый глубокий след оставили три Серджио - Леоне, Корбуччи и Соллима. Не случайно главный жонглер мифами популярной культуры Квентин Тарантино постоянно отсылает нас к их шедеврам.

Серджио Леоне (1929-1989)

Чарльз Бронсон в легендарном "Однажды на Диком Западе" (1968)
Чарльз Бронсон в легендарном "Однажды на Диком Западе" (1968)

Выросший при фашизме фанат американского кино, Леоне определил облик и стиль спагетти-вестерна. Он позаимствовал сюжетные приемы и мифологию классического вестерна - и с любовью перевернул их с ног на голову. Визуальная изощренность, невероятный сплав "картинки", ритмического монтажа и феерической музыки Эннио Морриконе - фирменный стиль Леоне.

Илай Уоллах и Клинт Иствуд в "Хорошем, Плохом, Злом" (1966)
Илай Уоллах и Клинт Иствуд в "Хорошем, Плохом, Злом" (1966)

Не менее важным был не только изощренный стиль, но и перевернутое содержание. Высокоморальный американский жанр превратился в циничную кровавую игру, где "Хороший" может запросто уложить несколько человек и так же охотится за золотом армии, как и "Плохой" и "Злой".

Кадр из фильма "Пригнись, ублюдок!" (1971)
Кадр из фильма "Пригнись, ублюдок!" (1971)

Леоне дал своим героям небывалую моральную свободу. В том числе и свободу от традиционной морали пуританского американского вестерна. Никогда прежде вестерн не был так свободен от клише и стереотипов - и строгих моральных ограничений американской классики.

Серджио Корбуччи (1927-1990)

Франко Неро в культовом "Джанго" (1966)
Франко Неро в культовом "Джанго" (1966)

Когда герой Аль Пачино в "Однажды в Голливуде" называет Корбуччи "second best spaghetti-western director", он не кривит душой. Леоне был "иконой" жанра, а Корбуччи - эффективным последователем. Переняв дух Леоне, он уже в 66-м снял легендарный "Джанго", кровавую сагу, раздвинувшую понятия о насилии на экране (сцена с ухом!).

Франко Неро в фильме "Напарники" (1970)
Франко Неро в фильме "Напарники" (1970)

Несомненно, Корбуччи проще Леоне. И при этом он прекрасно "адаптирует" стиль к массовым вкусам. Упомянутый у Тарантино "Джо из Навахо", "Наемник", "Напарники" - популярные и коммерчески успешные вестерны. Расплывающийся кровью цветок в петлице Ди Каприо в тарантиновском "Джанго освобожденном" - прямая цитата из Корбуччи.

Клаус Кински в фильме "Великое безмолвие" (1968)
Клаус Кински в фильме "Великое безмолвие" (1968)

Любопытно, что необычный фильм Корбуччи "Великое безмолвие", помещенный в заснеженный пейзаж в отличие от традиционного залитого солнцем вестерна, послужил главным источником вдохновения для "Омерзительной восьмерки" Тарантино.

Серджио Соллима (1921-2015)

Томас Миллиан в фильме "Большая дуэль" (1966)
Томас Миллиан в фильме "Большая дуэль" (1966)

Если Леоне установил канон жанра, а Корбуччи его популяризировал, то Соллима доказал, что в рамках спагетти-вестерна можно рассказывать более сложные истории и создавать более объемные характеры, а также поднимать глубокие темы.

Джан-Мария Волонте в фильме "Лицом к лицу" (1967)
Джан-Мария Волонте в фильме "Лицом к лицу" (1967)

Так "Большая дуэль" - сложное (в рамках вестерна, конечно) повествование о том, как отличаются реальные люди и их репутация. Кровавый убийца и подонок может оказаться жертвой оговора и приличным человеком. А в фильме "Лицом к лицу" Соллима в антураже вестерна вообще берется смоделировать возникновение фашистского мини-культа.

Джан-Мария Волонте в фильме "Лицом к лицу" (1967)
Джан-Мария Волонте в фильме "Лицом к лицу" (1967)

Великий Джан-Мария Волонте великолепен в роли университетского профессора, благодаря судьбе и убеждениям превращающийся из либерального преподавателя в убийцу и мелкого местечкового диктатора.

-11
Культовый статус классических спагетти-вестернов только укрепляется с годами. Тысячи статей и десятки книг. Отсылки в популярной культуре. Неизменная любовь Квентина Тарантино. Поверьте, оно того стоит.