Спагетти-вестерн, как его пренебрежительно прозвали американцы, стал феноменом мирового кино. Некогда любимый жанр Нового Света тихо увядал, и вдруг выскочки-итальянцы вдохнули в него новую жизнь и переосмыслили каноны. Стильные, жестокие, циничные, кровавые - вестерны по-итальянски не только революционизировали жанр, но и во многом определили новое лицо мирового кино. В истории спагетти-вестерна самый глубокий след оставили три Серджио - Леоне, Корбуччи и Соллима. Не случайно главный жонглер мифами популярной культуры Квентин Тарантино постоянно отсылает нас к их шедеврам.
Серджио Леоне (1929-1989)
Выросший при фашизме фанат американского кино, Леоне определил облик и стиль спагетти-вестерна. Он позаимствовал сюжетные приемы и мифологию классического вестерна - и с любовью перевернул их с ног на голову. Визуальная изощренность, невероятный сплав "картинки", ритмического монтажа и феерической музыки Эннио Морриконе - фирменный стиль Леоне.
Не менее важным был не только изощренный стиль, но и перевернутое содержание. Высокоморальный американский жанр превратился в циничную кровавую игру, где "Хороший" может запросто уложить несколько человек и так же охотится за золотом армии, как и "Плохой" и "Злой".
Леоне дал своим героям небывалую моральную свободу. В том числе и свободу от традиционной морали пуританского американского вестерна. Никогда прежде вестерн не был так свободен от клише и стереотипов - и строгих моральных ограничений американской классики.
Серджио Корбуччи (1927-1990)
Когда герой Аль Пачино в "Однажды в Голливуде" называет Корбуччи "second best spaghetti-western director", он не кривит душой. Леоне был "иконой" жанра, а Корбуччи - эффективным последователем. Переняв дух Леоне, он уже в 66-м снял легендарный "Джанго", кровавую сагу, раздвинувшую понятия о насилии на экране (сцена с ухом!).
Несомненно, Корбуччи проще Леоне. И при этом он прекрасно "адаптирует" стиль к массовым вкусам. Упомянутый у Тарантино "Джо из Навахо", "Наемник", "Напарники" - популярные и коммерчески успешные вестерны. Расплывающийся кровью цветок в петлице Ди Каприо в тарантиновском "Джанго освобожденном" - прямая цитата из Корбуччи.
Любопытно, что необычный фильм Корбуччи "Великое безмолвие", помещенный в заснеженный пейзаж в отличие от традиционного залитого солнцем вестерна, послужил главным источником вдохновения для "Омерзительной восьмерки" Тарантино.
Серджио Соллима (1921-2015)
Если Леоне установил канон жанра, а Корбуччи его популяризировал, то Соллима доказал, что в рамках спагетти-вестерна можно рассказывать более сложные истории и создавать более объемные характеры, а также поднимать глубокие темы.
Так "Большая дуэль" - сложное (в рамках вестерна, конечно) повествование о том, как отличаются реальные люди и их репутация. Кровавый убийца и подонок может оказаться жертвой оговора и приличным человеком. А в фильме "Лицом к лицу" Соллима в антураже вестерна вообще берется смоделировать возникновение фашистского мини-культа.
Великий Джан-Мария Волонте великолепен в роли университетского профессора, благодаря судьбе и убеждениям превращающийся из либерального преподавателя в убийцу и мелкого местечкового диктатора.
Культовый статус классических спагетти-вестернов только укрепляется с годами. Тысячи статей и десятки книг. Отсылки в популярной культуре. Неизменная любовь Квентина Тарантино. Поверьте, оно того стоит.