Найти тему
Особое мнение

Дочь заговорила в 7 месяцев: её первое слово и как ей это удалось.

Я знаю, что вопрос речевого развития малышей очень актуальный. В моем окружении немало мамочек, которых волнует данная тема. Большинство деток нашего возраста (год и восемь месяцев) разговаривают в лучшем случае плохо, и мамы безмерно переживают по этому поводу... 

  Моя старшая дочурка заговорила, на мой взгляд, очень рано. Это произошло в 11 месяцев, а к полутора годам затараторила обо всём на свете, обличая свои мысли и желания в "тарабарский", но вполне понятный язык. Где, спасибо - это "па", дедушка это "дека", гулять - "лять", красиво - "касика" и тд. Слов в её арсенале было много, и всеми из них она пользовалась по назначению - знала, о чем говорит. 

  Спустя 10 лет родилась моя вторая дочка Лера, и я, как любая из мам, прежде всего переживала за её здоровье, ставя знак равенства между самочувствием ребенка и её физическим развитием. Поэтому больше всего меня волновало, когда она: перевернётся, возьмёт игрушку в руки, поползёт, встанет, сядет, пойдет и тд. Делать всё это рано она явно не спешила, оттачивая своё мастерство достаточно долго. 

  Среди знакомых мамочек также был ажиотаж, связанный с физическими умелками детей, но длился он до определенного времени. Поначалу особо никто не беспокоился о том, как кроха гулит и сколько произносит звуков, потому что бессвязная речь - проходящий этап, и каждая из них знала: рано или поздно заговорит. По мере взросления малышей, ожидание мам по поводу их вербальных навыков увеличивалось ровно пропорционально нарастающему беспокойству.

Я и мои подруги...
Я и мои подруги...

  Если говорить обо мне, я не столкнулась с этой проблемой, но пыталась справится с возникшим волнением, связанным с другой сферой развития дочки. Как я уже писала выше, она поздно поползла и села, поздно пошла, но в чем ей точно не занимать, так это в болтовне.

   Вечер... Мы с мужем смотрим сериал, малышка лазает между нами, пытаясь развлечь себя разбросанными по дивану игрушками. И вдруг мы слышим: "ма-ма". Сказать, что я была в шоке, ничего не сказать! Спрашиваю в недоумении у мужа:

- Саша, ты это слышал? 

И вместо ответа супруга, раздаётся снова детское: "ма-ма". Я пытаюсь сдерживать слезы радости и искреннего удивления. Совсем тоненький голосок семимесячной Леры трогает до глубины души, ведь она ещё такая кроха...

   В тот день первые слова младшей дочери казались немыслимым совпадением, в которое было сложно поверить. Но вскоре осознанное "ма-ма" произносилось ею вновь и вновь, постепенно превращаясь в данность. 

Лерочка
Лерочка

Спустя время, общение с Лерой перестало меня так сильно удивлять, а восхищение окружающих по поводу её речевых навыков я стала воспринимать как норму: где бы мы ни находились, люди всегда интересовались её возрастом. 

  На сегодняшний день она говорит практически всё, полностью выговаривая даже сложные для произношения ребёнка слова, такие как: пожалуйста и здравствуйте. Без малого, не сокращает и не упрощает другие, пополняя копилку своего словарного запаса каждый день. Здесь уже: и робот, и мороженное, и манекен и тд. Лера пытается общаться наравне со взрослыми, озвучивая свои желания и предпочтения, наряду с тем, что ей не нравится, возражая всегда по-разному: не надо; нет; не хочу; не трогай; убери и тп. 

  Возвращаясь к заголовку публикации, как ей это удаётся? На мой взгляд, это склад характера и генетика. Но здесь, как мне кажется, есть ещё тонкости, о которых я сейчас расскажу... 

  У нас есть подружка Лиля, которой на данный момент тоже год и восемь месяцев: у деток разница в один день. Если брать её интересы и умелки, то она очень активная девочка: любит бегать, прыгать, скакать, куда-то постоянно залазить, заматываться в штору, пролазить в узкие щели и тд.

Лилёк
Лилёк

Лиля достаточно рано поползла и начала ходить. Видно, что ребенок нормально развивается и достаточно умён, но она практически ничего не говорит кроме: "мама", "папа", "ба" и "дай".   

  Мне кажется, что разговорный навык и сама потребность изъясняться - является особенностью задействования того участка головного мозга, который и отвечает за данные действия. Иначе говоря, активный ребенок больше познает мир через движения, а инертный - через фиксированное восприятие реальности. Когда ты много двигаешься, картинка как бы смазывается, захватывая окружающую действительность частями. Когда ты сидишь на месте, есть возможность пристально рассмотреть все детали и нюансы, запомнить и проанализировать их. 

  Лера с самого раннего детства не стремилась к движениям, предпочитая активности - созерцание. И сейчас она спокойно может подолгу сидеть в коляске, ей за всем интересно наблюдать, она обожает книги, пристально изучает картинки и новые предметы. 

  В нашем доме очень много различной литературы, как раз, благодаря интересам дочери: это и сказки, и рассказы, и стихи, и книжки с окошками, и книги-кубики, и даже пара специальных книг для игры в воде и тп. Только открыв глаза, первое что она говорит, это: "книжки почитать".

Малая часть наших книг
Малая часть наших книг

   Вывод: все детки разные и у всех разные потребности. Моя дочь, например, в физическом плане всего боится: лишний раз куда-то залезть, побежать, протиснуться - это не про неё. Но мне кажется, что можно попробовать научить ребенка выражать свои мысли и желания с помощью слов как можно раньше (при необходимости), приложив к этому процессу усилия, начиная с самого рождения. Это непросто, потому что у мамочки может не хватить на всё сил и энергии. 

   В моём случае, очень хорошо помогал муж и старшая сестра Леры - Рената, сменяя меня и с энтузиазмом занимая малышку разными играми. То же происходило и когда родилась сама Рената... Только в роли активного помощника выступал уже мой отец, принимая непосредственное участие в раннем развитии внучки.

  Он придумывал интересные сценарии игр, и даже когда она была совсем младенцем, не имея абсолютно никаких навыков, общался с ней как со взрослой, рассказывая про всё вокруг и озвучивая свои действия. Так же дедушка показывал для неё представления с куклами и игрушками. Хотя, казалось бы, занятие весьма бесполезное, ведь новорожденный ребенок все-равно ничего не понимает. 

  Но я считаю, что всё это было не зря, тем более, такое игровое и плотное взаимодействие с ребенком. Поэтому, могу сделать окончательный вывод, что частота и интенсивность общения с малышом - это залог его дальнейшего развития.