Найти тему
НОра Шар

Щеколдин, или как пережил войну Воронцовский дворец

У подножия Ай-Петри н берегу лазурного Черного моря в Крыму полон великолепия и роскоши около 200 лет поражает изяществом и красотой Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

Дворец - бывшая летняя резиденция графа Воронцова, который в свое время был губернатором Новороссийского края, возведен в период 1828-1848 гг. и с 1929 г. является музеем, в котором действует несколько постоянных экспозиций. Восхитительная паковая территория.

Два самых сложных периода удалось пережить Дворцу:

Первый - это знаменитое ялтинское землетрясение 1927 года - серия из двух землетрясений на Крымском полуострове, произошедших 26 июня и в ночь с 11 на 12 сентября 1927 года. Только прекрасное архитектурное решение и природный материал помешали тогда глобальным разрушениям.

Второй – в годы Великой Отечественной войны - с поздней осени 1941 г. по 1944 г. Тогда, в сентябре 1941 года, руководствуясь лозунгом «Врагу нельзя ничего оставлять!», был сожжён дворец в Петергофе. Так было и с некоторыми другими дворцами Крыма. Почему не со всеми? Почему уцелел Белый императорский дворец в Ливадии, но сгорел Малый? Как Ливадия пережила войну – не известно.

Но о том, как пережил войну Воронцовский дворец и почему он уцелел, известно - благодаря человеческому фактору.

Итак, осенью 1941-го сначала опустели дороги Южного берега Крыма, по которым, на Севастополь отступала Красная армия. К вечеру 3 ноября дороги опустели. На следующий день опустели приморские города, люди ушли в горы на приготовленные в лесах базы, истребительные добровольческие отряды, в партизаны.

На побережье начались грабежи и поджоги; никакой власти 5-6 ноября не было. Разграблению подверглись магазины, аптеки, санатории - всё, что лишилось охраны. В Ялте был подожжён дворец Эмира Бухарского, построенный в начале века потомком Чингисхана, Сеид-Абдул-Ахат-ханом; в Ливадии - дворец наследника царевича Алексея (погиб безвозвратно); в Мисхоре - «Дюльбер», дворец великого князя Петра Николаевича.

Коллекции Воронцовского дворца были заранее подготовлены к эвакуации и упакованы в деревянные ящики. В Ялту успели вывезти 43 ящика, 101 остался во дворце. Все сотрудники получили расчёт по мере подготовки экспонатов к эвакуации.

Также был уволен тогда 37-летний старший научный сотрудник заведующий фондами Степан Григорьевич Щеколдин (1904-2002 гг.).

https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=7945276
https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=7945276

Родился 6 мая 1904 г. в Москве, окончил Александровское коммерческое училище. Интересовался искусством, театром. Организовал у себя дома с товарищем кружок для самообразования и развития, за что был в 1933 году постановлением Особого совещания сослан в ссылку в Северный край (формулировка — «за контрреволюционную деятельность»). По истечении срока ссылки С. Г. Щеколдин отправился в Евпаторию, где у своих родителей находилась его жена. Впервые увидев Алупкинский дворец-музей, был очарован им.

Спаса уникальное достояние мировой культуры - Воронцовский дворец-музей:

Сначала - от отступавших, сначала в 1941 году от поджогасвоих, когда во двор музея въехал грузовик со взрывчаткой. Степан Григорьевич не верил, что перед уходом Советы взорвут дворец, не верил (ведь в безумие власти поверить сложно), но ощущение опасности - опасности, нависшей над Дворцом, - в нём укрепилось; ответственность за беззащитный дворец, национальное сокровище, в сердце легла.

Грузовик удалось выгнать с территории при помощи Позднякова -комиссара истребительного батальона, который разместился в Шуваловском флигеле дворца, бывшего музейного работника.

Этим Штабом истребительного батальона, который расположился в Шуваловском флигеле дворца, руководил Илья Захарович Вергасов в 1941 г., который с ноября 1941 по январь 1942 был начальником штаба партизанского района, затем с января 1942 по июль 1942 — командиром 4-го партизанского района Крыма.

В послевоенные годы Варгасов - мемуарист, оставил нам, помимо прочего, своё расследование «дела Щеколдина», которое он начал в 1960 г., увидел, как он выразился, картину «сложной и опасной жизни хранителя Алупкинского дворца-музея».

Старший научный сотрудник Воронцовского дворца-музея Степан Григорьевич Щеколдин во время Великой Отечественной войны был назначен немецкими оккупационными властями Крыма директором музея.

Его потом «компетентные органы» выспрашивали: «Кто вам поручил?» В головах не умещалось, что человек без приказа, да ещё и бескорыстно взял на себя такой труд, ещё и голодал, сидя на драгоценностях.

Степан Григорьевич Щеколдин во время оккупации прятал от немцев, от штаба Розенберга, экспонаты музея, которые могли быть вывезены в Германию.

Дворец в Алупке во время войны. Фото из коллекции В. Лимарева, https://lavanda.life/alupka/533-dvorets-muzej-v-alupke-tajna-zheleznoj-komnaty.htm
Дворец в Алупке во время войны. Фото из коллекции В. Лимарева, https://lavanda.life/alupka/533-dvorets-muzej-v-alupke-tajna-zheleznoj-komnaty.htm

Весной 1944 г. после уходя немецко-румынской армии Щеколдин и его юные помощники - Николай Минаков и Амди Усиенов спасли дворец от заложенных немцами для подрыва у музея артиллерийских снарядов. Они перетаскали снаряды в старый красноармейский окоп, вырытый у нижнего шоссе ещё в 41-м.

Освободитель Крыма, командующий 4-м Украинским фронтом генерал армии Фёдор Толбухин благодарил Щеколдина, жал руку.

Затем - донос и в 1945 году после освобождения Крыма от оккупации по оговору Кинеловского был осуждён на 10 лет за «сотрудничество с оккупационным режимом».

Да, именно 5 мая, в день рождения, собирался с единомышленниками как-то отметить - и освобождение, и юбилей. Через окно камеры услышал по радио благодарность Президиума Верховного Совета СССР С.Г. Щеколдину за спасённый музей. Но для следователя - это не аргумент. Всё трактовалось не в пользу Щеколдина.

Присудили: десять лет лагерей. https://lavanda.life/alupka/533-dvorets-muzej-v-alupke-tajna-zheleznoj-komnaty.html

С.Г. Щеколдин после освобождения поселился в Таганроге, где работал в Таганрогском драматическом театре рядовым распространителем билетов. После смерти жены её родственники забрали из г. Таганрога в Ставрополь, где он и скончался 6 мая 202 года. Реабилитирован на Украине в 1991 году при содействии Д.С. Лихачева.

С. Г. Щеколдин не только сохранил нам Воронцовский дворец, его перу принадлежат интереснейшие мемуарные записки «О чём молчат львы. Крым. Алупка. 1941-1944».

Благодарю за прочтение, ставьте лайки и подписывайтесь.

До встречи в Дзен!