Язык любовников, все-таки - французский. Она пересказывала ему разговор с подругами, громко смеялась и и гримасничала, изображая персонажей. Он с улыбкой слушал, вставляя вопросы и теребил ее голую коленку. Она была без чулок в это довольно прохладное воскресенье сентября. Впереди еще будут заморозки и не хочется так быстро сдаваться зиме. И им, и мне, сидящему за соседним столиком, официант принёс еще по гранёному стаканчику мятного чая и предложил сладости. Она закурила, вытянула ноги и положила их на стул рядом с возлюбленным. Таким образом, ему теперь стало еще удобнее гладить ей коленки. Во дворике этого кафе, по-восточному облицованном мозаикой (желтые подсолнухи на голубом) – давно растет солидное вечнозеленое дерево. Его листья летом прячут посетителей от коварных лучей солнца, а сейчас, осенью - могут задержать минут на десять капли дождя. А поскольку дожди в Париже -мимолетны, как романы и интрижки, то посетители иногда даже могут и не заметить, что моросило.
Рядом, расположившись на ступенях кафе, шумит группка студентов (холщовые сумки с логотипом «Сорбонны»). Они настолько увлечены спором, что непрерывно курят, и, кажется, не слушают друг друга.
Одной парочке неинтересно с ними, они пересели в укромный уголок дворика за столик, тоже заказали чай и начали целоваться взасос.
А что я ожидал? Париж – великий город любви.
И все бы ничего, если бы это не был дворик кафе в… мечети. Соборной мечети Парижа.
Она – красива, аутентична и органично вписалась в ансамбль Латинского квартала. Мечеть выполнена в архитектурном стиле «модехар», характерном для «стран Магриба», как называли североафриканские колонии Франции: Алжир, Марокко, Тунис.
Культовое место построено девяносто лет назад, в память о воинах-мусульманах, погибших в боях Первой мировой за Францию. А во время Второй мировой здесь прятались еврейские семьи и собирались участники сопротивления.
Мечеть находится под контролем Алжира. И за долгое время здесь служили всего два имама – Хамза Бубакер и - нынешний, его сын - Далиль Бубакер.
Собственно, Соборная мечеть, это – мавританский минарет и гектар площади, на которой расположились внутренний двор с водоемом, молитвенный зал, библиотека, учебный центр, хамам, отменный ресторан и кафе, с описания которого я начал свой рассказ.
Им же и продолжу. Так вот, попивая здесь мятный чай, я достал из сумки сатирический еженедельник «Шарли Эбдо» и начал его листать. Я не хотел провоцировать. Просто купил днем газету чтобы понять, подержать в руках – посмотреть о чем же она? Да все о том же: издеваются над Трампом и его женой, над Макроном и его женой, над Путиным. Над религиозными фанатиками… И вдруг я испугался: что же я делаю!? Здесь настолько расслабленная атмосфера, что я забылся, даже не подумав, что это не то место где уместно читать газету, публикующую карикатуры на ислам. Газету, чьи сотрудники так чудовищно поплатились за это. Но - ничего. За десять минут никто даже не нахмурил бровь в мою сторону.
Я читаю. Мимо проходят довольные девушки с мокрыми волосами. Они только что вышли из хамама. Весьма популярное место среди парижанок, далеко не все из которых – мусульманки. Читаю прейскурант: а ля карт: хамам+ массаж + халат + мыло + на обед тажин с бараниной или овощной + кус-кус + чай с лукумом = 63 евро. Вполне себе щадяще.
Антиисламские настроения гуляют по Европе. И после очередных трагических событий стены мечети ночью были разрисованы расистскими граффити. Так вот на следующий день - неправоверные парижане: атеисты, католики, да там много кто был - организовали стихийный «субботник» и очистили стены от скверных слов. Я не знаю, как с равенством во Франции (по-моему с этим во всех странах – проблема) но свобода и братство здесь по-прежнему значимые слова. Свобода и братство все еще витают над Парижем.
Когда вы будете в очередной раз в этом городе, я предлагаю вам заглянуть сюда. Расслабиться в хамаме или просто попить мятного чая в конце утомительно дня, какие случаются, когда на Париж остается несколько дней и хочется успеть многое. Дойдите по набережной Сены до Сада Растений. Пробродите по этому сказочному парку, изучая имена сортов роз. Сорвите листик петрушки, понюхайте и убедитесь: «как у нас». А потом вы услышите пересвист сторожей сада. До чего же противные у них свистки! Они начинают верещать за 15 минут до закрытия ботанического сада. Но зато – приключение. Охранники вам покажут направление к выходу. Там где кончается этот сад – начинается территория Соборной мечети Парижа.
Мечети, в кафе которой можно курить и целоваться.