Найти тему

Секреты величайшей коллекции искусства, собранной русским купцом

Оглавление

Анри Руссо, Матисс, Пикассо - Сергей Иванович Щукин посвятил 20 лет жизни приобретению картин у лучших французских художников конца XIX - начала XX века. Коллекция импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов, фовистов обошлась купцу в 1 млн франков, сегодня ее стоимость оценивается в 5 миллиардов долларов. Большая часть собрания в наши дни разделена между Эрмитажем и Музеем имени Пушкина, и выставляется в постоянной экспозиции, так что даже если вы не успели посетить коллоссальную выставку, приходите посмотреть на шедевры Гогена, Сезанна и Моне в любой день. Но что поражает - это как на протяжении стольких лет удавалось сохранять имя собирателя этих сокровищ в забытьи? А главное зачем? Чем бы мешало советскому государству имя страстного собирателя и мецената, купца, промышленника, финансиста? Нельзя же так.

Визитная карточка щукинского собрания - Танец Анри Матисса.

Картины Матисса занимают особое место в коллекции Щукина, равно как и сам художник в жизни коллекционера. Что до места Щукина в жизни Матисса, то реформатор живописи неоднократно отзывался о знакомстве с русским патроном как о везении. Действительно, Щукин встретил Матисса в сущности еще ноунеймом, лишь увидев одну его работу, и в последующие 7 лет знакомства приобрел 37 полотен - притом художника, становившегося с каждым годом все более именитым и наконец культовым.

Танец и Музыка - от ледяного приема до великой любви

Русские так много покупали Матисса, что поклонники и друзья даже спрашивали у него, неужто скоро его картины можно будет увидеть только в Москве?

Танец Щукин заказал как большое панно для лестничного марша вместе со второй большой картиной - Музыкой. Между заказчиком и исполнителем состоялась трогательная переписка, где меценат, увидев акварельные эскизы, осторожно просил Матисса быть осторожнее с ню, которое он не сможет разместить на всеобщем обозрении, разве что маленькие фигурки в приватной комнатке - из-за двух девочек, подрастающих в доме, дескать Россия в сущности Восток, а на Востоке детям такое не показывают, да и московское общество ему напоминало Италию XVII в., где ню было под запретом. Однако увидев более красочный эскиз, Щукин уже не мог противиться тяге к Танцу и просил писать все как есть.

Но картину будет ждать ледяной прием, даже парижская публика буквально плевалась, и Щукин опять отрекся от полотна. Но спустя несколько дней он уже писал Матиссу, признаваясь в любви к Танцу и Музыке.

Читайте в телеграме