Улицы нашего города украшают немало скульптурных изображений персонажей отечественных мультфильмов и сказок. Но первыми в городе появились памятники героям сказок Эдуарда Успенского: Коту Матроскину, Шарику, Чебурашке, Крокодилу Гене, Старухе Шапокляк. На их открытии летом 2005 года присутствовал сам детский писатель.
Ему так понравилось в Раменском, что в сентябре, он со своими коллегами по проекту "В нашу гавань заходили корабли" принял участие в праздничном мероприятии, посвященном 75-летию газеты "Родник".
Большой писатель маленькой литературы
Придуманные им герои давно сошли со страниц его книг и зажили своей собственной жизнью в мультфильмах, песнях, анекдотах. Чебурашка, крокодил Гена, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин хорошо знакомы уже не одному поколению мальчишек и девчонок.
Не так давно мне посчастливилось поговорить с человеком, благодаря которому мы познакомились с этими замечательными литературными героями. Он не нуждается в особых представлениях, его знают все. Ведь это известный детский писатель Эдуард Успенский.
- Эдуард Николаевич, как вы относитесь к тому, что ваши герои живут в анекдотах?
- Это классно! Это хорошо! Это здорово! Это значит, что они популярны и их любят. А мои книги читают.
- А сами вы в детстве много читали? Какая была ваша любимая книга?
- В то время, которое считается ранним детством - примерно с 4 до 9 лет, я ничего не читал. Была война, и нас, детей, увезли в эвакуацию. Мы жили за Уралом. Книг у нас не было. Точнее, была одна книга на весь детский дом: сказки, то ли Гауфа, то ли братьев Гримм. Помню, что в ней была сказка про человека с каменным сердцем. Лишь, когда мы вернулись из эвакуации, я стал много читать. Примерно в период с 5 по 10 класс я читал запоем целые собрания сочинений Гюго, Джека Лондона, Майна Рида и многих других известных авторов.
- После окончания школы вы поступили в авиационный институт. Во время учебы в институте у вас появились первые публикации. А до этого времени вы пытались написать что-нибудь серьезное? Ведь страсть к сочинительству обычно начинает проявляться еще в детстве.
- Точно могу сказать, что нет. Даже не пытался. Только в школе, в 10 классе, однажды написал в стенгазету какие-то язвительные стихи.
- В то время, когда вы начинали свой творческий путь, пробиться в детскую литературу было намного трудней, чем во взрослую. Тем не менее, вы стали писать именно для детей. Почему?
- Когда я был в школе пионервожатым, со своими ребятами я проводил все дни и ночи. Мы проводили сборы, катались на лыжах, собирали коллекции и так далее. И эта привычка работать с детьми прочно въелась в мою кровь. И когда я работал инженером, и когда уже стал писателем, всегда знал, что рано или поздно вернусь к детям. Так и случилось.
- Когда вы написали свою первую книгу о Чебурашке, вы предполагали, что ее герой станет настолько популярным?
- Когда я писал эту книгу, у нас была советская литература. Она была заполнена рассказами о Ленине, о маме Ленина, о дедушке Калинине, то есть была довольно скучной. На том фоне книга о Чебурашке, выделялась, как цветок на зеленой траве. Я думал, что она сразу привлечет интерес читателей. Но этого не случилось. Почему, сказать затрудняюсь. Потом появился мультфильм. Он и пробудил к моей книге колоссальный интерес. Вообще-то я предполагал, что Чебурашка – герой, достойный того, чтобы быть заметным, но полной уверенности не было.
- В вашей жизни был такой момент, когда вы однажды, проснувшись утром, поняли, что стали знаменитым?
- Нет. Все делалось по миллиметру, по полщага, по шагу. Был момент, когда меня выдвинули в кандидаты на получение Государственной премии СССР. Мне тогда исполнилось тридцать лет. Вот тогда к моей персоне было привлечено некоторое внимание. Но премию мне благополучно не дали, и внимание закончилось.
- Вы верите в любовь с первого взгляда?
- Это вопрос явно не ко мне. Об этом лучше спросить у Евтушенко. Он – специалист, я другой человек.
- Какой ваш идеал женщины?
- Это тоже не ко мне, а к Евтушенко. Можно еще к Вознесенскому. Я же простой крестьянский писатель. Живу за городом. У меня есть жена, дети, огород, собаки, птицы. Живу и работаю по-крестьянски.
- Вы читали книги про Гарри Потера? Как вы считаете, в чем секрет их популярности у российских детей?
- Конечно, читал. Эти книги нравятся не только российским детям, они всем детям нравятся. Они написаны гениально. В них придуман новый мир, жутко интересный и абсолютно понятный. Там все продумано. Это не сказки, в которых неожиданно возникает какое-то чудовище и всех поедает. Это не сюрреализм, как у Гауфа. В книгах про Гарри Потера все реалистично. Это наш быт. Те же бюрократические законы, то же обучение, те же лабораторные работы. С другой стороны, все захватывающе интересно и необычно. Каждый следующий шаг читателю неизвестен, но понятен.
- У вас есть музыкальный проект «В нашу гавань заходили корабли» Чья это была идея популяризовать дворовые песни? И куда программа исчезла с телеэкранов?
- Честно могу сказать, это была моя идея. А программа наша существует и идет на длинных волнах на «Радио России» каждую пятницу с 9 до 10 вечера в прямом эфире. Можно звонить и петь вместе с нами. С телевидением у нас пока существуют некоторые проблемы, но мы обязательно постараемся вернуться.
- Не так давно я прочитал ваши «Новые русские сказки». Они написаны языком современной молодежи, я бы даже сказал – стебом. Это явный отход от классических традиций отечественной литературы. Как вы считаете, они будут интересны детям?
- Как вы правильно заметили, язык этих сказок действительно отличается от языка традиционной литературы. А насчет того, будут ли они понятны детям, то это легко проверить. Почитайте их своим детям. Если нет своих, почитайте соседским ребятам. Дети, они ведь все понимают. Я все свои книги поверяю на детях.
- Когда вам лучше работалось – в советское время или сейчас?
- Работается всегда одинаково. А вот издавать и продавать книги лучше сейчас. В прежние времена случалось, что за двенадцать лет у меня выходила всего одна книга. Сейчас же все по-другому.
- Не могу не задать этот вопрос. Как вам понравился наш город?
- Замечательный город. Я им очарован. Очарован дворами, людьми, тем спокойствием, которое здесь увидел. Даже когда проезжаешь Жуковский, а затем въезжаешь в Раменское, контраст сразу виден. И он не в пользу Жуковского.
Опубликовано в газете «Родник» от 9 сентября 2005 года