#книжный_бубь
Внимание: в статье есть спойлеры!
«Мы живые» знакомит читателя с большим количеством персонажей. У каждого свои грехи, свои добродетели, свои сильные и свои слабые стороны.
Роман столкнет вас с откровенными подонками, которые ради того, чтобы утвердиться в партии, доносят на собственных сестер.
Роман покажет вам, как в ГПУшнике сочетаются требуемая партией безжалостная жестокость и неожиданно нежная способность любить.
Роман поставит перед вами не одну дилемму – в которых выбор как будто бы очевиден, но при этом совершенно невозможен. Например:
Должен ли человек поступиться со своими принципами и своими политическими взглядами, если из-за них голодают те, кого он любит? Должен ли человек приносить свои убеждения в жертву ради спасения родных?
В начале романа мы видим, как белая интеллигенция не желает играть по новым правилам. Отказывается принимать новый уклад – и за это лишается средств к существованию. Мужчины из принципа не идут работать в новые учреждения – не хотят работать «на этих», на тех, кого они презирают. Казалось бы, мужской поступок. Или нет? Много ли мужского в том, что мужчина допустил, что его жена и дети умирают от голода?
Герои романа динамичны. Причем за изменениями второстепенных персонажей наблюдать интереснее – метаморфозы героев второго плана кажутся более очевидными.
Главные герои, конечно, также не изображены статично, но их душевный рост или деградация несколько теряются на фоне развития любовной линии.
Они выстраиваются в классический любовный треугольник. Андрей влюблен в Киру. Кира влюблена в Лео. Андрей не знает об отношениях Киры и Лео ровным счетом ничего. А эти отношения Киры и Лео развиваются крайне быстро – они начинают жить вместе буквально после четвертой встречи. Андрей готов ради Киры на все. Кира готова на все ради Лео.
В том числе, быть с Андреем.
Андрей предстает добрым и нежным Мужчиной, готовым ради любви на все. Нет, больше, чем на все. Андрей заботлив, Андрей достаточно умен, чтобы в этом новом мире оказаться не на задворках. Он силен духом. Он живуч. Как только Андрей понимает, что Кира голодает, он немедленно кормит ее и устраивает на работу – хотя это фактически невозможно. Вокруг Андрея странным образом висит ореол благородства, хотя он с первого появления на страницах произведения позиционируется как истинный приверженец Советской власти (а в «Мы живые» все, кто поддерживает Советы, выставляются крайне низкими, примитивными и подлыми людьми).
Когда Лео заболевает туберкулезом (вернее, оказывается в предтуберкулезном состоянии), врачи советуют Кире отправить его на юг. В установившихся политико-экономическо-социальных условиях это невозможно. Нужны большие деньги.
И Кира решается на шаг, который – вам решать – благороден или подл.
Этот момент в книге предстает ослепляющей читателя вспышкой – он написан с удивительной страстью, это дикий накал, это сцена на разрыв. Она ранит, ранит глубоко – и после нее читаешь книгу с постоянной болью, а каждая сцена с Андреем падает на рану до искр ядреной солью.
Кира не чувствует к Андрею ничего. Она играет с ним в любовь, чтобы получать деньги на лечение Лео.
Кира делает все, чтобы Лео был здоров, чтобы его жизнь была терпимой и даже достойной в этом чуждом для сына белого офицера мире. Она пытается создавать какой-то уют там, где его создать едва ли возможно. Она любит его, она отдается ему в своей любви без остатка.
Ценит ли это Лео?
Вернувшись с юга, Лео начинает пить, а затем ввязывается в мутную, априори суицидальную схему – быть подставным лицом для перепродажи государственного продовольствия в частном магазине. Он будто делает все, чтобы его расстреляли – не зря же Кира прилагала все силы, чтобы видеть его здоровым.
Лео много, очень много зарабатывает в этом преступном раскладе – для того, чтобы рвать деньги на глазах у Киры, чтобы на ее глазах покупать баснословно дорогой фарфор и бить его. Лео проводит большую часть времени в барах, кабаре – с пошлой и примитивной бабой, благодаря которой он и оказался в «бизнесе».
Андрей предлагает Кире выйти за него замуж несколько раз – несмотря на то, что она дочь бывшего владельца фабрики, а для его карьеры такой союз будет гвоздем в крышке гроба. Лео …
-Лео, давай поженимся!
-Что?-скептически посмотрел на нее Лео.
-Давай поженимся, - он откинул голову и расхохотался.
В общем, не мужчина, а золото.
В произведении описана роковая любовь. Двоюродная сестра Киры, Ирина любит члена противоправительственного кружка – и легко догадаться, чем оборачивается эта любовь.