Найти тему
фил.фак

"Мы живые": герои

Оглавление

#книжный_бубь

Внимание: в статье есть спойлеры!

«Мы живые» знакомит читателя с большим количеством персонажей. У каждого свои грехи, свои добродетели, свои сильные и свои слабые стороны.

Роман столкнет вас с откровенными подонками, которые ради того, чтобы утвердиться в партии, доносят на собственных сестер.

Роман покажет вам, как в ГПУшнике сочетаются требуемая партией безжалостная жестокость и неожиданно нежная способность любить.

Роман поставит перед вами не одну дилемму – в которых выбор как будто бы очевиден, но при этом совершенно невозможен. Например:

Должен ли человек поступиться со своими принципами и своими политическими взглядами, если из-за них голодают те, кого он любит? Должен ли человек приносить свои убеждения в жертву ради спасения родных?

В начале романа мы видим, как белая интеллигенция не желает играть по новым правилам. Отказывается принимать новый уклад – и за это лишается средств к существованию. Мужчины из принципа не идут работать в новые учреждения – не хотят работать «на этих», на тех, кого они презирают. Казалось бы, мужской поступок. Или нет? Много ли мужского в том, что мужчина допустил, что его жена и дети умирают от голода?

У меня слезы наворачивались на глаза, когда я читала описание: как некогда широкоплечий мужик, владелец магазина мехов, охотник, умнейший человек - трясущимися, стариковскими руками пытается варить мыло для фарцовщиков или раскладывает по коробкам сахарин. И одновременно я полыхаю яростью, когда мужичонка лежит на диване - из принципа не желая ничего делать, просто ожидая, что советская власть уйдет, а его жена продает все, что осталось от их хозяйства, и выстаивает гигантские очереди ради куска хлеба по случайно полученной - возможно, последней - карточке. (картина "Очередь" Василия Коптелова)
У меня слезы наворачивались на глаза, когда я читала описание: как некогда широкоплечий мужик, владелец магазина мехов, охотник, умнейший человек - трясущимися, стариковскими руками пытается варить мыло для фарцовщиков или раскладывает по коробкам сахарин. И одновременно я полыхаю яростью, когда мужичонка лежит на диване - из принципа не желая ничего делать, просто ожидая, что советская власть уйдет, а его жена продает все, что осталось от их хозяйства, и выстаивает гигантские очереди ради куска хлеба по случайно полученной - возможно, последней - карточке. (картина "Очередь" Василия Коптелова)

Герои романа динамичны. Причем за изменениями второстепенных персонажей наблюдать интереснее – метаморфозы героев второго плана кажутся более очевидными.

Картина "Алё" Василия Коптелова
Картина "Алё" Василия Коптелова

Главные герои, конечно, также не изображены статично, но их душевный рост или деградация несколько теряются на фоне развития любовной линии.

Они выстраиваются в классический любовный треугольник. Андрей влюблен в Киру. Кира влюблена в Лео. Андрей не знает об отношениях Киры и Лео ровным счетом ничего. А эти отношения Киры и Лео развиваются крайне быстро – они начинают жить вместе буквально после четвертой встречи. Андрей готов ради Киры на все. Кира готова на все ради Лео.

В том числе, быть с Андреем.

Андрей предстает добрым и нежным Мужчиной, готовым ради любви на все. Нет, больше, чем на все. Андрей заботлив, Андрей достаточно умен, чтобы в этом новом мире оказаться не на задворках. Он силен духом. Он живуч. Как только Андрей понимает, что Кира голодает, он немедленно кормит ее и устраивает на работу – хотя это фактически невозможно. Вокруг Андрея странным образом висит ореол благородства, хотя он с первого появления на страницах произведения позиционируется как истинный приверженец Советской власти (а в «Мы живые» все, кто поддерживает Советы, выставляются крайне низкими, примитивными и подлыми людьми).

Когда Лео заболевает туберкулезом (вернее, оказывается в предтуберкулезном состоянии), врачи советуют Кире отправить его на юг. В установившихся политико-экономическо-социальных условиях это невозможно. Нужны большие деньги.

И Кира решается на шаг, который – вам решать – благороден или подл.

Момент-кульминация. Момент-гибель. Андрей признается Кире в безумии, до которого его довело долгое безответное чувство. Тот пыл, та страсть, с которыми он изливает душу, пугают - и одновременно вызывают невыносимую жалость.
Момент-кульминация. Момент-гибель. Андрей признается Кире в безумии, до которого его довело долгое безответное чувство. Тот пыл, та страсть, с которыми он изливает душу, пугают - и одновременно вызывают невыносимую жалость.

Этот момент в книге предстает ослепляющей читателя вспышкой – он написан с удивительной страстью, это дикий накал, это сцена на разрыв. Она ранит, ранит глубоко – и после нее читаешь книгу с постоянной болью, а каждая сцена с Андреем падает на рану до искр ядреной солью.

Кира не чувствует к Андрею ничего. Она играет с ним в любовь, чтобы получать деньги на лечение Лео.

Кира делает все, чтобы Лео был здоров, чтобы его жизнь была терпимой и даже достойной в этом чуждом для сына белого офицера мире. Она пытается создавать какой-то уют там, где его создать едва ли возможно. Она любит его, она отдается ему в своей любви без остатка.

Ценит ли это Лео?

...Ты что, думала, что я буду славословить это здоровье, которое ты мне дала? Я ненавижу его, потому что ты вернула его мне.
...Ты что, думала, что я буду славословить это здоровье, которое ты мне дала? Я ненавижу его, потому что ты вернула его мне.

Вернувшись с юга, Лео начинает пить, а затем ввязывается в мутную, априори суицидальную схему – быть подставным лицом для перепродажи государственного продовольствия в частном магазине. Он будто делает все, чтобы его расстреляли – не зря же Кира прилагала все силы, чтобы видеть его здоровым.

Лео много, очень много зарабатывает в этом преступном раскладе – для того, чтобы рвать деньги на глазах у Киры, чтобы на ее глазах покупать баснословно дорогой фарфор и бить его. Лео проводит большую часть времени в барах, кабаре – с пошлой и примитивной бабой, благодаря которой он и оказался в «бизнесе».

Андрей предлагает Кире выйти за него замуж несколько раз – несмотря на то, что она дочь бывшего владельца фабрики, а для его карьеры такой союз будет гвоздем в крышке гроба. Лео …

-Лео, давай поженимся!

-Что?-скептически посмотрел на нее Лео.

-Давай поженимся, - он откинул голову и расхохотался.

В общем, не мужчина, а золото.

В произведении описана роковая любовь. Двоюродная сестра Киры, Ирина любит члена противоправительственного кружка – и легко догадаться, чем оборачивается эта любовь.

Любовь в «Мы живые» - не дар, но рок. И сложно понять: любовь несет только страдания из-за того, что люди отдаются своим страстям, не включая рассудок, или потому что в красное время, пропитанное кровью, счастливой любви просто не может быть.