Множество людей по всему миру глубоко заблуждаются насчет профессии моряка. Поэтому понятие «моряк торгового флота» обрастает различными мифами, не имеющими ничего общего с работой в море. Рассмотрим самые популярные заблуждения на этот счет.
1 — Моряки зарабатывают кучу денег.
Пожалуй, наиболее распространенное заблуждение дезинформированного человека. Да, платят хорошо. Но примерно столько же зарабатывают специалисты, получившие квалификацию MBA (магистр делового администрирования) и нашедшие респектабельную работу. Верно то, что начальная зарплата моряков гораздо выше по сравнению с той, которую можно было бы получать на берегу в начале карьеры, но со временем этот явный отрыв сокращается. Кроме того, люди на берегу не должны забывать о том, каким трудностям подвержен моряк во время зарабатывания денег — это и нахождение вдали от дома, и тяжелый труд на борту судна, и многое другое. На стороне моряков только то, что в большинстве стран им не нужно платить налоги.
2 — Моряки все время употребляют алкоголь.
Судя по всему, такой миф пошел от пиратов с их ромом. Кажется, люди во всем мире думают, что у моряков имеются бесконечные запасы алкоголя. А о том, что на борту судна проводят незапланированные тесты на наличие алкоголя в организме, и что в настоящее время практически во всех компаниях существует своя политика против алкоголя, многие люди не знают. Также они забывают о том, употребление алкоголя на борту судна резко осуждается, и ошибки, совершенные под действием алкоголя, могут поставить под угрозу жизнь всех членов экипажа. Поэтому большинство судов в настоящее время становятся «безалкогольными» зонами ввиду ужесточения требований.
3 — У моряков есть девушки в каждом порту.
Были времена, когда моряка в порту встречали женщины в ряд на выбор. Но это было несколько десятилетий назад! По прошествии времени и с появлением правил техники безопасности, Кодекса ОСПС и других мер обеспечения безопасности это осталось в прошлом. В сочетании с возможностью загубить свое здоровье и жизнь на берегу люди получают вымышленное представление о развлечениях моряка в порту. Нельзя отрицать, что услуги «любви» можно найти в любой точке земного шара, но это относится ко всем людям в целом — не только к морякам. Новые порты в новых странах предлагают множество достопримечательностей и интересных развлечений. Кроме того, кому, как не моряку, понимать истинную ценность отношений. Время, проведенное вдали от близких, не ослабевает связи, а только укрепляет их. В отличие от других, моряки знают, каково это, когда тебя кто-то ждет назад домой.
4 — Моряки всегда страдают от морской болезни.
«Тебя не укачивает?» - один из самых распространенных вопросов. Подобно укачиванию, морская болезнь носит субъективный характер и затрагивает людей от случая к случаю — кого-то в больше степени, кого-то в меньшей, а кого-то вообще не касается. Все индивидуально.
5 - Морякам приходится иметь дело с пиратами каждый день.
Все смотрели фильмы про капитана Филлипса и пиратов Карибского моря. Все обеспокоены ростом числа пиратских нападений у берегов Сомали. Но пираты не поджидают суда в каждом водоеме. Пиратство сосредоточено в определенных регионах мира. В то же время, совсем не гарантировано, что пираты обязательно нападут в одном из таких регионов. Если меры по обеспечению безопасности и защитные меры не предпринимаются на судне, только в этом случае у пиратов есть шанс напасть на него. Но в настоящее время в «горячих точках» суда сопровождаются вооруженной охраной.
6 — Моряки имеют возможность изучать новые страны.
Люди уверены, что моряк торгового флота — это своего рода беззаботный путешественник. К сожалению, это не так. Разгрузка в портах проходит быстро и эффективно — для схода на берег остается либо мало времени, либо вообще не остается. VLCC (крупнотоннажные танкеры) временами даже не заходят в порт, а стоят за пределами акватории порта. Балкеры, вероятно, единственный вид судов, который может позволить себе роскошь находиться в порту на протяжении нескольких дней. Да и после рабочей смены и стрессов моряк лучше отдохнет в каюте, нежели чем пойдет в город. Поэтому то, что моряки посещают новые порты и страны, совершенно не означает, что они могут позволить себе свободно бродить в поисках достопримечательностей.
7 — Моряки ведут гламурный образ жизни.
Люди, не знающие суть работы на торговом флоте, думаю, что это гламурная жизнь. Суда, экзотические страны, нарядная униформа, новые технологии, воодушевляющее море и т. д. - все это похоже на голливудский фильм. К сожалению (или к счастью) у людей нет возможности увидеть грязные комбинезоны, рваную спецобувь, состояние лица в пыльном порту, усталость, которая поглощает моряков в конце дня и т. д. Можно долго перечислять.
8 — Морякам легко живется с графиком «6 месяцев на борту — 6 месяцев на берегу».
Многие люди думают, что это стандарт работы моряка — 6 через 6. Поэтому они считают, что морякам легко живется - сначала работая в течение 6 месяцев, а потом столько же бездельничая. Нелепо так думать. Во-первых, контракты различаются по продолжительности. Графики могут быть разными в зависимости от должности и компании. Во-вторых, те месяцы, в которые моряки не работают, они только тратят заработанные деньги. В третьих, та работа, которую моряки выполняют на судне в течение нескольких месяцев, делает необходимыми возвращение домой и отдых — иначе они бы сошли с ума. Но семья, отношения, учеба, экзамены и т. д. едва ли позволяют морякам полностью расслабиться и отключиться.
9 – Моряки — необразованные люди.
Многие люди думают, что для работы в море не нужно много ума. На самом же деле, в настоящее время каждый член экипажа на судне (в том числе и рядовые) должен быть хорошо информирован, образован и подкован как в теории, так и в практике. Обучение моряков торгового флота стало очень интенсивным. Помимо получения среднего или высшего образования, морякам требуется постоянное прохождение различных курсов и повышение квалификации. Так что называть моряков невеждами, не знающими своего дела, просто язык не поворачивается!
10 — Моряки обязаны участвовать в военных действиях.
Люди часто путают торговый флот с военно-морским. Торговый флот является вспомогательным объектом, который может быть призван в случае крайней необходимости для военных нужд. Однако, в ежедневном рабочем порядке он не имеет никакого отношения к военно-морскому флоту или вооруженным силам страны в целом. Торговый флот — это просто коммерческая эксплуатация судов, благодаря которым по всему миру происходит передача грузов. Как и в бизнесе, в котором происходит обмен товарами для получения денежной выгоды, торговый флот вовлечен в тот же самый процесс, при котором товары передаются от А к Б за деньги. Так что не стоит путать торговый флот с военно-морским.
11 — Моряки должны быть отличными пловцами.
Просто потому, что морякам приходится работать в море, люди полагают, что они просто обязаны быть великими пловцами. Распространенное заблуждение — когда судно попадает в аварию, морякам требуется самостоятельно доплыть до берега или до другого судна. Но, независимо от того, насколько моряк хорошо плавает, практически невозможно преодолеть вплавь расстояние до берега или продержаться на плаву в экстремальных погодных условиях. Кроме того, на судне имеются средства индивидуальной защиты, например, спасательные жилеты. Ну и спасательные шлюпки никто не отменял.
12 — Моряки ничем не заняты во время переходов.
У моряков легкая жизнь, ведь на борту судна во время перехода из порта в порт абсолютно нечего делать — так думают многие люди и рисуют себе картины ленивого отдыха и беззаботного веселья моряков. Только это совсем не так. Моряки — одни из самых трудолюбивых людей в мире, которые каждый день сталкиваются с серьезными проблемами на борту судна. Это и вахты (рабочий режим никто не отменяет!), и тренировки, и проверки оборудования, и ремонты, и многое другое.
Несмотря на многие нелицеприятные вещи, которые люди думают и говорят о моряках, сами моряки не перестают любить свою работу. Они любят рассказывать истории о жизни в море. Моряки - тоже люди; люди, которые усердно выполняют свои обязанности даже в суровых погодных условиях, ставя под угрозу свои жизни. Поэтому очень важно, чтобы простые люди были хорошо осведомлены о торговом флоте и жизни в море на борту судна — ведь если бы не было моряков, экономика зашла бы в тупик.