Всем привет! В очередной раз столкнулась с проблемой посещаемости учениками дополнительных занятий: школьных кружков, элективов, факультативов. Часть старшеклассников 9 и 11 классов еще ценят бесплатные занятия по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ, стараются их не пропускать. Но только в том случае, если эти самые занятия проводятся сразу после уроков. Уйти домой и потом через час-полтора вернуться в школу на электив большинство ребят считают неприемлемым для себя.
А вот среди учеников 5-8 классов ситуация вообще аховая: кружки и факультативы посещает добровольно в 1-2 четверти примерно половина класса. От занятия к занятию участников становится все меньше. К концу 1 полугодия уже не приходит никто...
Прошу коллег и родителей не писать в комментариях менторских советов об индивидуальном подходе, призвании и умении заинтересовать учеников, тогда, якобы, они будут с удовольствием ходить на все внеурочные занятия.
НЕ БУДУТ! Во первых, бесплатные занятия не ценятся совершенно. Бесплатное - значит не обязательное.
Во вторых - дети сильно устают. Отсидеть каждый день по 6-7 уроков в среднем звене и 7-8 уроков в старшем, да еще и интеллект проявлять - испытание серьезное. Если учесть, что кормят в столовой бесплатно не всех. И даже имея деньги, пробиться на перемене за булочкой и стаканом сока не всегда возможно.
Так и сидят ученики до 14-15.00 голодные. И стараются поскорее уйти домой.
Был случай в прошлом учебном году, когда на занятие электива примерно на полчаса раньше пришел девятиклассник. Положил портфель и куда-то вышел. Приходит расстроенный, говорит, столовка уже закрылась, а он так есть хочет, аж голова кружится. Столовая у нас до 14.30 работает, а на часах тогда было почти 16.00. После уроков пошел сдавать долги по математике, потом дежурство в кабинете. До электива осталось полчаса - решил домой не идти, потому раньше всех и явился.
Достала я чайник, свой кабинетный паёк (печенье, конфеты, кофе) и стала кормить этого голодного парнишку. Видели бы вы его смущенный виноватый вид . Спрашиваю, почему не берешь с собой хотя бы бутерброды? Отвечает, что все равно поесть не успеет, на перемене еле успевают переходить из кабинета в кабинет, все время какие-то дела.
По требованиям последнего стандарта образования в 5-8 классах в неделю выделяются 10 часов кружковых занятий, и ученики обязаны их посещать. Систематически администрация школы и городские отделы образования проводят рейды по проверке проведения этих самых внеурочных занятий. Деньги то выделяются немалые. Да и не дело, если учитель оплату получает, а занятия не проводит.
И тогда учителя, видя снова пустой кабинет, начинают метаться по микрорайону и чуть ли не за руку приводить учеников на эти самые "контрольные" занятия. Или перед приездом комиссии выискивать по школе не ушедших еще домой детей и рассаживать в свой кабинет для комиссии... А еще проверяющие могут сделать замечание, что в кабинете сидит слишком мало детей по сравнению со списочным составом.
Министр образования Васильева О.Ю. почти на каждом публичном мероприятии сетует на чрезмерную загруженность учеников в школах. При этом совершенно игнорируется право учеников на добровольный выбор своего досуга.
Выделены миллионы на дополнительное образование школьников, а они занятия посещать не хотят. Будем заставлять? Тащить насильно? Или все таки четко расставим приоритеты: важнее здоровье ребенка или факт проведения очередного количества мероприятий, занятий для освоения выделенных средств?
pedsovet70@mail.ru