Найти тему
Marga: просто история

Тайна открытого веера: кокетство 18 века

Уход одного из самых могущественных монархов Европы Людовика XIV в 1715 году обозначает конец эпохи тяжелого парадного барокко. Общество, уставшее от мрачной торжественности, которая окружала монарха в последние годы стремится к легкости, игривости, кокетству и нежной воздушной красоте.

В моду входят светлые тона - розовый, белый, голубой. Меняется сам тип красивой женщины. Если ранее привлекательными считались пышные женские фигуры с округлыми плечами и полноватыми руками, то в эпоху рококо в моду входит хрупкость: узкие плечи и бедра, чуть округлое лицо...

Итак, чопорность и торжественная парадность 17 века уходят в прошлое, впереди - веселое отчаянно кокетливое время юных капризных и вечно молодых нимф. Даже на парадных портретах. Это отражается и в деталях. В частности, в веерах:

Иоганн Генрих Тишбейн-старший. Портрет дамы с веером.
Иоганн Генрих Тишбейн-старший. Портрет дамы с веером.

Обратите внимание, как кокетливо показывает нам веер эта дама - тайный язык этого изящного аксессуара ей не чужд.

Иоганн Генрих Тишбейн-старший. Портрет знатной дамы.
Иоганн Генрих Тишбейн-старший. Портрет знатной дамы.

Кокетливость эпохи рококо - дело тонкое, и характерно оно не только для знатных дам, но и для жен и дочерей богатых, но не принадлежащих к высшему классу общества, людей.

Иоганн Генрих Тишбейн. Портрет Вильгельмины Кэролайн Амалии Тишбейн.
Иоганн Генрих Тишбейн. Портрет Вильгельмины Кэролайн Амалии Тишбейн.

И все-таки вернемся к знатным дамам - там определенно есть на что посмотреть. Удаляясь от немца Тишбейна, стоит заметить, что и французы умели подчеркнуть эмоции дам с помощью веера.

Жан-Марк Натье. Portrait of a lady, thought to be Madame de Sêrent. 1754 г.
Жан-Марк Натье. Portrait of a lady, thought to be Madame de Sêrent. 1754 г.

Когда маска скроет лицо своей обладательницы, именно язык веера сможет рассказать о ее тайных чувствах.

Alexander Roslin. Portrait of the Reichsgräfin von Fries, née Gräfin.
Alexander Roslin. Portrait of the Reichsgräfin von Fries, née Gräfin.

Пожалуй, всем известно о легкости и кокетстве дам эпохи рококо на полотнах французских художников (того же Франсуа Буше), но немцы, но шведы (а автор последней картины - Александр Рослин именно швед)...всю Европу зацепило изящество рококо. И пусть портреты северных художников чуть строже, а тона не столь ярки, приоткрытые веера говорят сами за себя, выдавая эмоции своих прекрасных хозяек.

Александр Рослин. Hedvig Elisabeth Charlotta av Holstein-Gottorp. 1774 г.
Александр Рослин. Hedvig Elisabeth Charlotta av Holstein-Gottorp. 1774 г.

Тонкий серебристый рисунок на ткани платья, приоткрытый шелковый веер...в этой юной изящной красавице чувствуется легкое кокетство, несмотря на гордую осанку и тяжелую мантию отороченную горностаевым мехом - символом особой власти. И действительно, эта девушка - немецкая принцесса Гедвига Елизавета Шарлотта Шлезвиг-Гольштейн-Готторпская. К моменту написания картины, она, уже замужняя дама - супруга будущего короля Швеции и Норвегии Карла XIII.