В начале XVIII века царь Петр устремил свои взгляды не только в сторону севера, но и на юг - к Кавказу и Каспию. План свой император осуществлять начал сразу по окончанию Северной войны в 1722 году.
Итак, в 1722 году Петр начал свой грандиозный Каспийский поход. Русский император еще перед военной кампанией смог так или иначе задобрить и сделать союзниками с помощью денег либо уговоров практически всех северокавказских властителей.
На Северный Кавказ была отправлена целая группа дипломатов, отлично владевшая всеми местными языками. Они призывали местных владык по сути сдаться без боя. Большинство кавказских правителей так и поступило. И при высадке Петра в Аграханском заливе явились к нему с дарами.
Но нашлись у Петра на Кавказе и серьезные противники, не соглашавшиеся ни на какие царские уговоры. Это были восточные чеченцы-ичкерийцы и союзные им кумыки из мощного Эндиреевского княжества в северном Дагестане. Уже в 1721 году чеченцы и кумыки атаковали (впрочем, безуспешно) русскую крепость Терки. А весной 1722 года петровскую армию в степном Дагестане ждал для битвы чеченско-кумыкский отряд в 5-6 тысяч человек.
На бой с чеченцами и эндиреевцами были брошены следующие силы: примерно около 15 тысяч человек - донские казаки, драгуны, а также кабардинские всадники. Общее руководство "спецоперацией" было поручено Петром бригадному генералу Ветерани и полковнику Наумову.
В лесах на подступах к Эндери между этим отрядом и чеченско-кумыкским войском развернулся жестокий бой. Исход этой битвы чеченцы и русские толкуют по разному. С чеченской точки зрения царские войска потерпели поражение и были вынуждены отступить. С точки зрения московских историков, русские все же одержали победу и все ж таки сожгли Эндери, лишь после отойдя восвояси.
Однако, даже в Москве подтверждают: Ветерани и Наумов в битве при Эндери понесли столь крупные потери (около тысячи убитых царских солдат), что Петр был весьма и весьма раздосадован исходом своего первого серьезного кавказского боя. После этого он отдал приказ калмыцкому хану Аюке совершить разорительный набег на Эндирей и Чечню.
В любом случае, Чечня тогда осталась независимой. Более попыток завоевать ее Петр уже не предпринимал.