Вопросы гендерного равенства в современном мире стоят достаточно остро. Однако мало кто знает, что подобные проблемы существовали еще в первой половине ХХ века. История польской спортсменки Станиславы Валасевич – яркий тому пример.
Победы и поражения
Родилась Станислава Валасевич 3 апреля 1911 года в Польше, однако в трехмесячном возрасте родители перевезли ее в США, где она затем и прожила большую часть жизни. Интересно, что гражданкой США Валасевич в итоге так и не стала.
Легкой атлетикой будущая рекордсменка занималась с детства. В 1932 году она получила золотую олимпийскую медаль на дистанции 100 м и титул самой быстрой женщины планеты. На спортсменку свалилась бешеная популярность, особенно на родине, в Польше. Спортивная карьера Станиславы стремительно развивалась, ей удалось установить два мировых рекорда на дистанциях 60 и 100 м. Однако подтвердить титул олимпийской чемпионки на соревнованиях в 1936 году в Берлине ей не удалось – Станислава стала серебряным призером, уступив первенство американке Хелене Стивенс.
Гендерный скандал
Поражение Валасевич стало для ее поклонников настоящей неожиданностью. Появились сомнения в ее половой принадлежности, спортсменку подозревали в том, что на самом деле она мужчина. Станислава вынуждена была пройти медицинское обследование, чтобы доказать, что это не так. Гендерный скандал очень сильно повлиял на девушку, она окончательно переехала в США и сменила имя – стала Стеллой Уолш.
Завершение карьеры
Валасевич-Улш занималась легкой атлетикой до 1951 года, после чего покинула большой спорт. Была замужем за боксером Нилом Олсеном, правда, совсем недолго. Спортсменка больше ни разу не становилась участницей гендерных скандалов, но после ее смерти в 1980 году было проведено вскрытие, которое показало, что кроме женских половых органов, у нее были еще и мужские. Станислава оказалась гермафродитом.
Заключение
Сохранилось множество документов, повествующих о жизни и карьере Станиславы Валасевич-Уолш, в том числе ее свидетельство о рождении. Все они не оставляют сомнений в половой принадлежности спортсменки и однозначно указывают на то, что она была женщиной. Верить архивным свидетельствам или заключению патологоанатома – личное дело каждого. Ясно одно: свой главный секрет спортсменка унесла с собой в могилу.