Музейный комплекс «Малые Корелы» расположен в живописных окрестностях Архангельска на высоком берегу Северной Двины в месте впадения реки Корелы и является одним из наиболее интересных для посещения мест как туристами, так и горожанами. Он расположен в 25 км к югу от центра Архангельска и представляет из себя собрание памятников деревянного зодчества русского Севера под открытым небом. Инициатором создания такого музея в 1963 году выступил главный архитектор Архангельской научно-реставрационной мастерской В.А. Лапин. Датой основания «Этнографического музея-заповедника деревянного зодчества на открытом воздухе в городе Архангельск» считается 1964 год. Перевоз памятников начался в 1968 году, и в 1974 году музей был открыт для посещений. В настоящее время на территории площадью почти 140 га размещено 120 разных строений, дата постройки которых охватывает период от XVII до начала XX веков. Это крестьянские усадьбы и дома, часовни и колокольни, амбары, бани и мельницы.
Добраться из Архангельска сюда просто. От железнодорожного вокзала каждые 20 минут отправляется автобус №104. Стоимость проезда составляет 90 руб., время в пути 1 час. Если сесть в автобус на его маршруте по городу, то цена и время соответственно будут другие. Входной билет в «Малые Корелы» стоит 200 руб. Неспешная прогулка по территории комплекса с осмотром музейных экспозиций занимает как минимум 4,5 часа. Приехать сюда лучше в первой половине дня, потому что некоторые выставки (размещенные внутри деревянных построек) закрываются уже к 17.00 часам. Вся территория «разбита» на шесть секторов, каждый из которых представлен в виде модели поселения с типичными постройками и планировками домов. Сегодня здесь можно увидеть Каргопольско-Онежский, Двинский, Пинежский и Мезенский сектора. Планируется создание Важского и Поморского секторов. На территории вдоль всего маршрута для удобства посетителей есть указатели, схемы и пояснения.
В начале экспозиции слева от входа расположена выставка «Северные ветряные мельницы», которая рассказывает о типах ветряных мельниц и их конструктивных особенностях, характерных для архитектуры Онежского района XIX начала XX веков.
Центральной частью Каргопольско-Онежского сектора, его главной достопримечательностью, является Вознесенская церковь, перевезенная сюда в 1973 году из села Кушерека Онежского района. Построенная в 1669 году в форме куба, она имеет алтарь и паперть, к которому ведет крыльцо, и это одна из самых древних построек на территории музея.
Рядом с церковью стоит колокольня Кушерецкого прихода, построенная в 1854 году. Находясь в этом секторе можно услышать ее колокольный звон.
Дом зажиточной старообрядческой семьи Пуховых был привезен в музей в 1974 году из Каргопольского села «Большой Халуй». Сам дом был построен в 1812 году. Архитектурные особенности дома и его декоративное убранство дают представление о северной красоте постройки, о быте и укладе жизни самодостаточного крестьянского хозяйства.
Рядом расположен дом-двор Кириллова, построенный в конце XIX века. Судя по постройкам семья тоже была не из бедных.
Оба дома выделяются красивым и похожим декором оконных проемов (ставни, наличники).
Амбар и колодец в непосредственной близости от домов дополняют картину крестьянского двора.
Интересно рассматривать детали деревянной кровли на домах (охлупень, полотенце, причелину, водотечник).
Дом-двор Третьякова, построенный во второй половине XIX века, как и большинство здешних домов, установлен на высоком подклете с примыкающим хозяйственным двором. Особенностью жилой части является глинобитная печь, топившаяся по-черному. Печь не имела кирпичного дымохода. Высокий тропециевидный потолок не позволял дыму вовремя топки печи остывая опускаться ниже человеческого роста, он «уходил» в специальные отверстия в стене (волоковое окно), которое соединялось деревянным коробом с дымником-трубой на кровле.
В избе были только необходимая утварь и мебель, врубленная в стены.
Между горенкой и клетью, где хранили одежду и утварь, есть дверь в поветь. Здесь хранилось сено и орудия сельскохозяйственного труда. Из повети по лестнице можно было спуститься в хлев, расположенный на первом этаже. Все это очень интересно осматривать находясь непосредственно внутри помещений. Доброжелательные смотрительницы музея, одетые в народную крестьянскую одежду, с охотой отзываются на все вопросы, а их местный диалект добавит впечатление от увиденного.
На территории этого сектора есть часовня XVIII века Святого Макария, привезенная из Плесецкого района.
И колокольня Никольского прихода конца XVII века.
Переход в Мезенский сектор – это переход (спуск и подъем) по деревянным лестницам и настилу через глубокий овраг. То ли при спуске, то ли при подъеме я насчитала 141 ступень.
На промежуточной площадке устроено место для отдыха со скамейкой.
Мезенский сектор «встречает» ветряными мельницами конца XIX века.
Более подробно этот сектор я осмотрю на обратном пути, а сейчас перейду в Двинский сектор, в котором расположена Геогриевская церковь. Она была возведена в 1672 году и представляет собой увенчанный шатром восьмигранник. На то время эта постройка считалась верхом зодчества и была построена на собранные крестьянами средства. Наряду с Вознесенской церковью Георгиевская является самой старой постройкой музейного комплекса.
В будний день на территории музея немноголюдно и тихо. Удачно вписанные в ландшафт северной природы деревянные постройки, невольно создают ощущение присутствия в каком-то другом, далеком от шумных мегаполисов, мире.
И именно здесь чувствуется духовная связь современного мира и мира прежнего, сохраненного в памятниках деревянного зодчества, несущего через время неповторимый колорит и красоту русского Севера. Не оставит равнодушным мастерство русских плотников, возводивших дома и церкви с помощью одного топора. При этом строители не имели проектов, а руководствовались только собственным опытом и уже существующими постройками. Каждый дом на территории комплекса интересен и уникален по-своему.
Дом-двор Русиновых – это дом крестьянина старообрядца. Значительным событием XVII века был раскол Русской православной церкви в следствии реформ, проводимых патриархом Никоном. Эти реформы вызвали неприятие как среди элиты общества, так и среди простого населения, в том числе крестьянства. Русский Север стал надежной защитой старообрядчества, сохранявшего старые церковные книги, архитектуру и обряды. В интерьере доме Русинова можно увидеть обобщенный образ старообрядческой культуры конца XIX начала XX века. Одним из основных отличий жилья старообрядцев является наличие в доме отдельного помещения-молельни.
В особенностях обустройства дома, наполнением его предметами быта было стремление создать условия, в которых человек существовал в дониконовские времена.
Старообрядцы стали хранителями древних традиций и во внешнем оформлении дома, в частности устройства оконного наличника с очельем, распространенным в XVII веке.
Дом-двор Тропинина по объемно-планировочному решению является шестистенком. Первый этаж дома состоит их двух стоящих рядом четырехстенных срубов. Один из которых – это жилое помещение, а в другом располагался трактир.
Трактирная стойка по линии печи делит помещение на две части.
На втором этаже дома-двора в настоящее время размещается выставка «Сухопутные средства передвижения», на которой можно увидеть традиционные крестьянские транспортные средства, например, разнообразные по назначению сани.
Дом кузнеца и кузница рядом.
В Пинежском секторе можно увидеть бани, топившихся по-черному, конструкции которых не менялись на протяжении многих веков.
В стороне от прочих построек стоит Троицкая часовня, построенная в 1728 году и привезенная в музей в 1973 году из деревни Вальтево Пинежского района.
В ряд «выстроились» амбары конца XIX века. Они предназначались для хранения зерна и имущества и были неотъемлемой частью крестьянского хозяйства. В этом секторе их особенно много.
Дом-двор Филина, построенный в 1876 году и привезенный в музей в 1985 году. Наверно, еще не отреставрирован, судя по внешнему виду (окна заколочены).
Это еще одна разновидность построек крестьянского двора – гумно с овином начала XX века.
А вот неказистая с виду изба Синяева, построенная в 1920-х годах.
Рядом еще одна изба того же времени постройки. Изба Толстикова.
В Мезенском секторе в доме Лимонникова размещена выставка «Крестьянские промысловые суда на русском Севере». Поморское судостроение ведет свой отсчет с XI века. Основным занятием поморов было рыболовство и зверобойный промысел, поэтому и промысловые суда были неотъемлемой частью их жизни.
Рядом с этим домом установлен салотопенный котел для переработки сала тюленей. Сало через Архангельск поступало на внутренний рынок и в Норвегию. В крестьянском хозяйстве сало широко применялось для производства мыла и медицинских мазей, смазывания телег и для освещения помещений.
В доме-дворе Кузьминых мне удалось посмотреть выставку «Поморский карбас». Сам дом Кузьминых не менее интересен, чем его содержание. Построен он был в 1870-е годы, а привезен в музей в 1977 году из деревни Чучепала Лешуконского района.
Дом-двор Клокотова был построен в 1879 году, перевезен в музей в 2004 году, а запомнится необычным волнообразным покрытием крыльца.
Необычный и единственный в музее образец дома, во внешнем декоре которого применена цветная роспись.
Помимо большого разнообразия оконных наличников (которым я здесь уделяю много внимания) в музее можно увидеть некоторые виды крылец. Как правило, это открытые крыльца на ряже, но есть и крыльца на одном столбе.
И как завершение маршрута - этот поморский крест.
В 1996 году музейный комплекс «Малые Корелы» был внесен с список особо ценных объектов Российской Федерации.
В одной статье невозможно передать все разнообразие собранных в музее памятников деревянного зодчества (в основном крестьянской архитектуры) и музейных предметов, рассказывающих о культуре и быте русского Севера. Как не возможно передать и то впечатление, которое остается после посещения комплекса. И это был еще один плюс в копилку «Почему мне нравится русский Север».