Найти в Дзене

Как стащить зайца у великого Дюрера

Есть в недрах Музейной Совы док о шедевральном зайце из музея Гетти в Лос-Анджелесе. Вот заяц:

Ганс Гофман. Заяц в лесу, ок.1585. Музей Гетти
Ганс Гофман. Заяц в лесу, ок.1585. Музей Гетти

А вот док:

Когда заяц в лесу не тот, кем кажется на первый взгляд

Автор зайца Ганс Гофман, надо сказать, тоже из кожи вон лез, чтобы казаться кое-кем другим. Свою минуту славы в веках художник заработал главным образом тем, что мастерски копировал своего кумира - Альбрехта Дюрера. Причём не просто подражал манере рисунка, но и подписаться мог его монограммой. В связи с чем многие работы Гофмана так и продавались - как оригиналы Дюрера. Который, на минуточку, один из величайших имён немецкого Ренессанса, кого называли 'северным Леонардо да Винчи'.

Монограммы Альбрехта Дюрера с разных гравюр
Монограммы Альбрехта Дюрера с разных гравюр

Свой длинноухий у Дюрера тоже был - самый знаменитый заяц эпохи Возрождения. По легенде, его подобрал и принёс в мастерскую сам художник, и нарисовал в качестве симпатичного простого зайца, ничего такого не символизирующего. Ни трусости или осторожности, ни похоти со сладострастием - без всего того символизма, которым нагружали зайцев и кроликов живописцы до него - как будто сами по себе ушастые не дотягивают, чтобы быть вхожими в искусство, им непременно надо что-нибудь такое значить и олицетворять.

Альбрехт Дюрер. Молодой заяц, 1502. Музей графического искусства Альбертина, Вена
Альбрехт Дюрер. Молодой заяц, 1502. Музей графического искусства Альбертина, Вена

Говорят, в его зрачке не просто играет блик, а отражается оконный проём мастерской Дюрера, где заяц позировал мастеру полтысячелетия назад.

Альбрехт Дюрер. Молодой заяц. Деталь
Альбрехт Дюрер. Молодой заяц. Деталь

По названию - заяц молодой, а по виду - весьма сурьёзный, умудрённый опытом. Мог ли дюреровский ̶п̶о̶д̶р̶а̶ж̶а̶т̶е̶л̶ь̶ последователь Ганс Гофман пройти мимо такого сокровища? Решительно не мог. Первым делом скопировал, получилось так:

Ганс Гофман. Заяц Дюрера
Ганс Гофман. Заяц Дюрера

Можем сравнить 'близнецов':

-6

А дальше Гофман скромничать не стал: нарисовал своего зайца, подписался как положено - авторским знаком Дюрера, и поставил дату 1528 - год его смерти, хотя сам родился только в 1530-м.

Ганс Гофман. Заяц, приписываемый Альбрехту Дюреру
Ганс Гофман. Заяц, приписываемый Альбрехту Дюреру

А тем временем в наследии Дюрера и фон подходящий нашёлся, есть куда фальшивого зайца сажать.

Альбрехт Дюрер – Большой кусок дёрна,1503. (известна ещё под названием 'Большой кусок луга') Музей графического искусства Альбертина, Вена
Альбрехт Дюрер – Большой кусок дёрна,1503. (известна ещё под названием 'Большой кусок луга') Музей графического искусства Альбертина, Вена

И вот Ганс Гофман совместил одно с другим... Но нет, это я смеюсь, конечно. На самом деле нюрнбергский художник скрупулёзно работал над композицией собственного зайца и окружающего его леса. И наводнил картину тааакими подтекстами и символами... Но это, как говорится, уже совсем другая история, и она здесь

Когда заяц в лесу не тот, кем кажется на первый взгляд