Найти тему
ОколоТеатр

Раневская – великая. Почему?

Оглавление

Как только не описывают Фаину Раневскую: королева эпизодов, яркая, наглая и ироничная, прямолинейная личность, которая «умела зацепить словцом». Актриса, имя которой приписывают к каждой второй дерзкой цитате Вконтакте. Рассказываем, какой была Раневская и почему она – великая.

Сначала Фаину Георгиевну звали Фанни Фельдман. Почему Раневская?Позаимствовала псевдоним у помещицы, Раневской Любови Андреевны из пьесы «Вишневый сад».

Почему Фуфа Великолепная? Потому что так звали её родные.

Почему актрис много, но Раневская – единственная? Потому что за словом «актриса» стоит личность с присущими ей понятиями, оценками ситуаций, своим видением, умом, пластикой и разбором ролей. Всего этого у Фаины Георгиевны не отнять.

Актёрка всегда, актёрка везде

Когда Раневская приехала в Москву, её не приняли ни в одну театральную школу. Фаина Георгиевна никогда не училась у Станиславского, но это не помешало ей проживать свои роли, «идти от партнера» и действовать под влиянием страстей в образе.

«Актёрка до мозга костей. Актриса Художественного театра в быту – просто дама, а эта – актёрка. Если бы в шекспировской труппе были женщины, они были бы таковы» — говорила Анна Ахматова.

Королева фраз и эпизодов

Очень часто её называют королевой второго плана, но, как говорится, не бывает маленьких ролей. Казалось бы, в фильме «Александр Пархоменко»роль на две минуты экранного времени, но и здесь можно многое понять про её героиню. Да, она подкупает, черт возьми, своей комедийностью, за которой стоит целая жизнь и человеческая судьба.

Если роль маленькая, не значит, что не запоминающаяся. У Фаины Раневской не то, что не было маленьких ролей, у неё не было маленьких фраз! Каждая её фраза острая, четкая и выполненная с таким посылом, что даже если сильно захочешь – не забудешь. Совершенно верно вы догадались, что сейчас речь пойдёт о громкой фразе: «Муля, не нервируй меня!». Фаина Георгиевна признавалась, что ненавидела эту фразу, потому что её ещё очень долгое время дразнили «Мулей».

-2

Анна Ахматова, с которой они были дружны, говорила: «Фаина, не расстраивайся, у всех есть свой Муля. У меня есть стихи: «Сжала руки под темной вуалью, отчего ты сегодня бледна..» – и это тоже мой Муля».

Когда Брежнев, вручая ей орден, сказал: «Я знаю, кто вы! Вы — «Муля, не нервируй меня!», Раневская не выдержала. Несмотря на торжественную атмосферу, она обиженно бросила: «Меня так дразнят только мальчишки и хулиганы, Леонид Ильич!»

Казалось, что Раневская не боялась ничего – это другие боялись ее легендарного острого язычка. Когда кто-то, глядя на Сикстинскую Мадонну Рафаэля, сказал: «Ну чего в ней особенного?!», Раневская ответила, что эта дама так долго пленяла лучшие умы человечества, что она вполне может выбирать сама, кому нравиться, а кому нет.

Сама себе режиссёр

Соавтор своих ролей — да, это тоже про Фаину Георгиевну. Играя Мачеху в «Золушке», она сама дописывала реплики: «Там была сцена, где я готовлюсь к балу — примеряю разные перья — это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!».

-3

Когда Фуфа играла Розу Скороход, была молодой и худой по фигуре, но, чтобы казаться тяжелой и большой, обматывала ноги бинтами. Может показаться, что это совершенно незначительная мелочь, но в этом деле мелочей не бывает. Бывает много деталей, которые составляют одну наполненную, целостную роль.

Поиск святого искусства

Фаина Георгиевна сменила несколько театров, служила в Камерном театре, Театре Красной Армии, Театре имени Пушкина и в Театре Моссовета. На её счету свыше 200 ролей в театре и 20 ролей в кино. Очень часто можно слышать о её скверном характере и о вечных спорах с режиссерами. Но вы только посмотрите на её глаза в старости. Это глаза удивительно доброй, наполненной и одухотворенной женщины. В своих ролях она использовала «грим для души», а по жизни шла с юмором.

-4

-А почему Вы кочевали из театра в театр? - спросят Раневскую в довольно преклонном возрасте.

-Искала святое искусство.

- Нашли?

- Да! В Третьяковской галерее...»

Автор: Дарья Свечникова
Иллюстрация: Екатерина Золотарева

Если вам понравился материал, мы будем очень рады, если вы поделитесь им с друзьями. Подписывайтесь на «Околотеатр» в Яндекс.Дзен и социальных сетях, будем на связи:
Сайт: okoloteatr.ru
Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5b199677256d5c66dd841149
ВК: https://vk.com/okoloteatr
Инстаграм: https://www.instagram.com/okoloteatr/
Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCIoq_Wvybus84hojfCWyXkw