Это будет серия блогов, посвященных истории племени Делаваров (Ленапе), основанных на костяке перевода одной из "48 историй Первых Наций" исследователя Ли Шульцмана. Текст, найденный в сети датирован 25.02.2000 и будет дополнен более свежими и интересными данными. Он достаточно компактен для формата исследования и интересен в изложении, но выкладывать я его буду по частям для удобства чтения и по мере сбора иллюстраций к тексту. Как и многие из моих блогов, он сделан для любителей многоплановой истории освоения Фронтира, поэтому сразу говорю, здесь будет текст не на 1,5 минуты и не на одну статью)
Где находится родина делаваров
К 1600 году племена делаваров населяли долину реки Делавэр от мыса Хенлопен до севера штата Делавэр, включала западную сторону нижней долины Гудзона на юге Нью-Йорка. Делавары не были кочевниками и, по-видимому, проживали на своей родине за тысячи лет до прихода европейцев.
В течение следующих трех веков белые поселения заставляли делаваров переселяться как минимум двадцать раз. К 1900 году они жили в штатах: Делавэр, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Западная Вирджиния, Огайо, Мичиган, Индиана, Миссури, Арканзас, Луизиана, Техас, Висконсин, Канзас, Оклахома и в канадской провинции Онтарио . Они могли бы еще жить и в Миннесоте, но правительственный план по переселению части делаваров так и не был осуществлен.
Сколько было делаваров
К 1600 году делавары насчитывали по современных оценкам около 20 000 человек. В результате многочисленных войн и, по крайней мере, 14 отдельных эпидемий их население сократилось до 4000 человек к 1700 году. Самые тяжелые годы пришлись на период с 1655 по 1670 год. Впоследствии делавары поглотили народы из нескольких других алгонкинских племен. Поэтому цифра 4000 оставалась довольно постоянной до 1775 года.
К 1845 году численность снизилась до 2000 делаваров и манси в Соединенных Штатах и Канаде. Перепись 1910 года дала примерно тот же результат, но нынешнее племя насчитывает почти 16 000 человек, Большая часть (10 тыс.) сейчас живет в восточной части Оклахомы и до самого недавнего времени считались частью народа чероки .
После длительной борьбы с Бюро по делам индейцев (BIA) они добились федерального признания в сентябре 1996 года как племя индейцев делаваров со своими отделениями в Бартлсвилле. Другая федерально признанная группа - племя делаваров в Западной Оклахоме. Иногда называемые Заблудшими (Absentee) делаварами, его 1000 членов являются потомками отколовшейся части племени, группы ушедшей из Миссури в Техас. Многие из них сейчас проживают недалеко от штаб-квартиры племени в Анадарко.
Имя
Делавар это не индейское название. Исследуя атлантическое побережье к северу от Джеймстауна в 1610 году, капитан Сэмюэл Аргалл обнаружил большой залив, который он назвал в честь сэра Томаса Уэста, третьего лорда де ла Вэрра и первого губернатора Вирджинии. Очевидно, губернатор Уэст не был впечатлен этой честью и вернулся в Англию, даже не удосужившись взглянуть на залив своего имени.
Однако, название прижилось. Позднее английские колонисты использовали имя Делавэр для названия залива, реки и местных жителей. Делавары называли себя ленапе, что можно перевести как «подлинные люди» или «настоящие люди».
Для многих алгонкинских племен ленапе были «дедушками», почетное звание, вытекающее из широко распространенного убеждения, что ленапе были первоначальным племенем для всех говорящих на алгонкинских наречиях народов. Это часто давало ленапе власть разрешать споры между конкурирующими племенами.
Другие имена делаваров были такими: Akotcakanea или Tcakanea (ирокезы), Anakwanoki (чероки), Renape (шведы), Delua (Delaas) (испанский Техас), Loup (французское «волк»), Mattawa (Mathe, Mathwa) (Нантикоки), Нарваро (Вичита).
Язык
Алгонкинский с тремя диалектами:
Манси, Унами и Уналактиго. Манси сильнее отличался от двух других и по-видимому, был более тесно связан с Махиканским наречием.
Племена
Три племени, разделенные на различиях в диалекте и местоположении, а не на политических отношениях. К 1700 году племя Уналактиго было поглощено Унами, а Манси во многих отношениях стали отдельным племенем.
Манси (до 1682 г.):
"Люди каменистой страны" (Минассинью, Минисинк, Минси, Монси, Монти, Мандок, Манси, Манси и Манси). Самая северная группа ленапе, они занимали верховья реки Делавэр, где встречаются Пенсильвания, Нью-Джерси и Нью-Йорк, в том числе горы Катскилл на западной стороне нижней части долины Гудзона.
Унами (Венаме) (до 1682 г.):
«люди вниз по течению» занимали северные две трети Нью-Джерси (включая Статен-Айленд - самфй южный район современного города Нью-Йорк) и прилегающие районы восточной Пенсильвании к югу от Филадельфии.
Уналактиго (до 1682 г.):
«люди около океана» населяли обе стороны самой нижней части реки Делавэр ниже Филадельфии, включая залив Делавэр в том, что в настоящее время является северным Делавэром, юго-восточной Пенсильванией и южным Нью-Джерси.
*Здесь необходимо сделать пояснение. Далее в тексте будут встречаться имена групп племен делаваров, названных по имени их деревни или группы деревень т.к. часто поселения назывались по прозвищу той или иной группы или наоборот группа получала свое имя от деревни. Будет легко запутаться. Поэтому постараюсь придумать выделение текстом Унами , Уналактиго и Манси
Несколько фактов о культуре делаваров
Традиция, разделяемая большинством алгонкинов, гласит, что ленапе, нантикоки, поватаны и шауни когда-то в прошлом были одним племенем, которые жили на родных землях Ленапе. Лингвистические данные и модели миграции, как правило, поддерживают это, оставляя только вопрос «когда».
В 1836 году Константин Рафинеск опубликовал книгу, в которой он описал Валам Олум, серию выгравированных пиктограммах на деревянных палочках, которые использовались ленапе для записи своей истории. История начинается с их выхода из Сибири и следует за их движением через Северную Америку, пока они не достигли побережья Атлантического океана.
Репутация Рафинеска варьировалась от гения до шарлатана, а палочки с тех пор исчезли. Вопрос в том, могла ли устная традиция, такая как Валам Олум, существовать 14 000 (возможно, 40 000) лет, и большинство ученых ставят под сомнение ее подлинность.
Занимая территорию между северным Делавэром и Нью-Йорком, в 1600 году ленапе были не единственным племенем, а конфедерацией независимых деревень и групп. Центральной политической власти не существовало, и ленапские сахемы в лучшем случае контролировали лишь несколько деревень, обычно расположенных вдоль одного и того же ручья.
Три традиционных ленапских племени (Манси, Унамии, Уналактиго ) отличались друг от друга диалектами и расположением. Тем не менее, общее, здорое чувство пренадлежнности к «ленапе» пронизывало общую систему трех матрилинейных кланов всех деревень и групп. Среди Унами и Уналактиго первое место занимал клан Черепах, за которым следовали Волк и Индюк. Манси, видимо, имели только Волка и Индюка.
* Вообще ленапе имели около 30 различных кланов, но войны и эпидемии значительно сократили их количество, когда Уильям Пенн заключал свою знаменитую сделку с делаварами в 1682 году о покупке земли, оставались только три названных выше клана.
Несмотря на европейские представления о единстве ленапе, они не были единым племенем до тех пор, пока не переехали в Огайо в 1740-х годах. Даже тогда их племенная организация следовала примеру их традиционных кланов.
Племенной совет состоял из трех сахемов (капитанов), по одному от каждого клана. Причем «главный вождь» почти всегда был из клана Черепахи. Это были наследственные должности из числа членов самых известных семей, однако, любая должность требовала подтверждения через голосование. Военные же вожди напротив выбирались по совершенным ими подвигам и удачным походам.
Ленапе описывались как улыбчивые и гостеприимные люди. Их естественное поведение было спокойным и миролюбивым, но под внешним миролюбием скрывался дремавший вулкан мстительности и жестокости, особенно если делаваров провоцировали на враждебные действия.
Деревни Унами и Уналактиго, как правило, не были укреплены, в отличии от деревень Манси из-за их близости к ирокезам. Летом население обычной деревни составляло несколько сотен человек. На зиму же ленапе расходились по семейным охотничьим угодьям. Понятие индивидуальной собственности на землю отсутствовало, поэтому вся земля была в общественной собственности и распределялась между семьями одной деревни на понятиях традиций и насущной необходимости.
Для жилья использовали три типа вигвамов: круглые с купольной крышей, продолговатые с арочной крышей и продолговатые с угловой крышей. Для передвижения по водоемам использовались каноэ-однодревки, а не знакомая всем каноэ из берестянной коры, которые использовались племенами Великих Озер.
Мужчины промышляли охотой и рыбалкой, но большая часть диеты ленапе состояла из продуктов сельского хозяйства, ведение которого лежало исключительно на женщинах. Выращивались кукуруза, тыква, бобы, сладкий картофель и табак, а поля часто занимали площадь более 200 акров ( прибл. 81 га).
Мужчины удаляли все волосы на лице, а женщины часто окрашивали свои лица в красный цвет. Татуировка была обычным делом для обоих полов. Пожилые мужчины носили длинные волосы, но у воинов обычной прической была скальповая прядь, украшенная роучем (головной убор на кожанной или костяной основе, вплетенный в волосы, украшенный шерстью, щетиной животных или перьями птиц) . Хотя эту прическу часто называют «ирокезом», она была обычна для большинства восточных племен.
Делаварские сахемы носили только одно орлиное перо, и не было ничего похожего на военный, головной убор сиу. Одежда была сделана из оленьих шкур, украшена бусинами из ракушек или иглами дикобраза, накидками из перьев и другими доступными украшениями. Ленапе использовали много меди, которую они получали от меновой торговли с запада Великих озер. Его применяли для изготовления украшений, чубуков курительных трубок и наконечников стрел.
К 1750 году ленапе приобрели очень стильный, "варварский" костюм . Он выражался в применении серебряных украшений для одежды из ярких, торговых тканей, приобретаемых у белых торговцев.
Официальной церемонии бракосочетания не было, но ленапе обычно были моногамными. Женщины обычно отвечали за права на землю / территорию. Тем не менее, мужчины несли большую ответственность за охоту, защиту сообщества, строительство и расчистку леса под пашню или строительства. Женщины были культиваторами общества. Они сажали и снимали урожай и занимались собирательством даров леса. Они также были известны тем, что готовили большую часть блюд. Они создавали плетеные корзины, керамику и одежду.
Ленапе верили в единого могущественного создателя по имени Кишелемуконг или «Тот, кто творит своими мыслями». Он создал все хорошее, в том числе и Мане-тувак , духовных помощников, которые жили и управляли силами природы, растений и животных. Махтанту , злой дух, создал кровососущих насекомых, бесполезные растения и посадил шипы на ягодных кустарниках
У всех вещей были духи: животных, насекомых, деревьев, воздуха, даже камней. Поэтому все нужно уважать и беречь, и каждый индеец стремился жить в гармонии с окружающей средой, ее растениями и животными Религиозные церемонии были сосредоточены вокруг отдельного «большого дома». Сны считались очень значительными, поэтому шаманы ленапе были разделены на два класса: те, кто толковал сны и предсказывал будущее; и те, кто занимался врачеванием.
Мертвых хоронили в неглубоких могилах, методы захоронения значительно различались: от позы эмбриона до прямого положения тела, от индивидуального до группового захоронения. Ленапе верили в загробную жизнь, но без христианской концепции рая и ада - источника значительного разочарования моравских миссионеров.
Ленапе неохотно называли свое настоящее имя, и использование псевдонимов было очень распространено. Например, настоящее имя Капитана Пейпа, главы клана Волка делаваров в 1775 году, было Коньешкуанохил - «создатель дневного света». А его прозвище было Хопокан, что означало "трубочист".
В следующих статьях по данной теме поэтапно будет рассмотрена история странствий Делаваров от лесов побережья Атлантики до сухих прерий Оклахомы.
- Вторая часть - Первое знакомство с европейскими ценностями.
- Третья часть - Войны свиней, персиков, бобров и вампумов
- Четвертая часть - Черные годы
- Шестая часть - Между трех огней
- Седьмая часть- Делавары "снимают юбки"
- 10 Часть - От Парижского мира до Войны Маленькой Черепахи