Как и во всём мире, качество английских монет время от времени падало, и надо было приводить финансовую систему «в чувство». Прошло немногим больше ста лет после введения в оборот фунта стерлингов (1560), а уже сложилась кризисная ситуация. Впрочем, ясно, почему: гремели войны, происходили перевороты, власть на местах захватывали разные силы. Чеканщики не держались единого стандарта формы и размера монет. Контроля чистоты металла никто не вёл. Всякий мог срезать с края монеты немного серебра, а каждая пятая монета вообще была фальшивой.
Больше прочих монету портили рядовые военные. Понятно, что, если «человек с ружьём» приходил к крестьянину купить жареную курочку или ещё что-то, а взамен давал обрезанные по краю деньги или фальшивку, крестьянин боялся и слово сказать. А затем сам отправлялся за покупками, и по возможности норовил подсунуть продавцу эти порченые деньги. За такое преступление можно было закончить свои дни на виселице, а что делать бедному человеку…
К концу XVII века вся эта чехарда с деньгами вызвала небывалый рост цен, а также и стремительное увеличение государственного долга. Банкротства банков, купцов и ремесленников приобрели массовый характер. Нарастал риск падения монархии.
Требовался немедленный обмен денег.
Главной проблемой была колоссальная стоимость реформы. Надо собрать все (все!) деньги страны, отчеканить новые, и раздать обратно. И сделать это быстро, чтобы экономика не рухнула бы окончательно. А как? В старину такие операции проделывали, но княжества были мелкие, народу мало, хозяйство слабое. Во времена более близкие – при введении при Елизавете фунта стерлингов – уже возникали большие трудности.
Для проведения реформы нужны неординарные люди.
Неординарные люди
Чарльз Монтегю (лорд Галифакс), президент Лондонского Королевского общества (в наших терминах – Академия наук), канцлер Казначейства, предложил королю Англии и Шотландии Вильгельму Оранскому назначить смотрителем Монетного двора Исаака Ньютона. Король прислушался, и в 1696-м Ньютон занял эту должность.
В команду, которую собрали для реформации финанслв, попало немало учёных. Кроме Ньютона, философ и врач Джон Локк и будущий президент Королевского общества Джон Сомерс. Астроном Эдмонд Галлей, возглавил филиал Монетного двора в Эссексе. Были и другие.
Обсуждали разные варианты реформы. Менять монеты по весу или по номиналу; с частичной компенсацией расходов со стороны народа или без неё; с одновременной девальвацией фунта стерлингов (уменьшив содержание в нём серебра), или это не обязательно; оставлять порченые монеты во временном обращении, или нет.
Итоговый проект, который Чарльз Монтегю защитил в парламенте, содержал идею стремительного, чтобы избежать дальнейшей порчи монет, обмена денег по номиналу; отказ от девальвации ради сохранения незыблемости национальной денежной единицы и, наконец, было учтено предложение Ньютона: менять деньги полностью за счёт казны. Сам Ньютон мотивировал это предложение тем, что правительство, вольно или невольно доведшее страну до кризиса, должно взять на себя и все расходы по обмену денег.
И он же предложил восполнить неизбежный дефицит средств кредитами, а одолжилось у крупных банкиров и купцов. Больше всего дали банкиры Амстердама, в том числе и потому, что в тот момент Вильгельм Оранский был одновременно и королём Англии, и главой Нидерландов.
Реформу провели за два года. На первом этапе возникла нехватка денег, поскольку Монетный двор не успевал чеканить монету в нужном количестве. Но Ньютон провёл модернизацию некоторых технологических процессов, упорядочил работу. Были расширены производственные мощности Монетного двора, открыты его филиалы, построены передвижные машины для чеканки денег.
Удивительные результаты
Результаты, достигнутые этой, как её называют, Великой перечеканкой, кажутся необъяснимыми. Сумма денег в обороте сильно увеличилась, по всем экономическим представлениям должна была прыгнуть инфляция! Однако она наблюдалась лишь в начале обмена денег, а потом резко пошла вниз. Да, Лондон стал одной из самых дорогих столиц Европы, однако среднее увеличение цен всё-таки заметно уступало увеличению денежных доходов населения.
Другой удивительный результат – удалось повысить налоговые отчисления до 20%. Вообще-то в Европе рубежом, переход через который грозил социальными потрясениями, считался 10-процентный налог; попытка достичь этого предела в конце XVIII века стала роковой для Франции. Потому что при низкой производительности труда избытка денег у населения нет, для них 10% – это очень тяжёлый налог.
А в Англии после реформы Ньютона обошлось без социальных проблем, так как удалось добиться роста производительности труда, выросло и количество денег в обороте, и налоговая база. В общем, суммы собираемых налогов сравнялись с французскими (хотя население Франции было в 2,5 раза больше).
Главное, надёжные деньги получили селяне, у которых в основном и скопились старые порченые монеты. Если бы меняли не поштучно, а по весу, сельское хозяйство страны рисковало рухнуть, поставив крест на процветании страны.
Нам известен пример противоположного решения, и с другим результатом. В России в 1861 году освободили крестьян от крепостной зависимости. А землю им велели у своих бывших помещиков выкупить. Крестьяне оказались в неподъёмных долгах. Внутренний рынок не рос. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) падали. Середняки разорялись, число бедняков росло. Народовольцы – крестьянская партия, в 1881-м убили «царя-освободителя» Александра II. Ещё через 24 года началась первая русская революция 1905-1907 годов, и лишь тогда выкупа отменили.
Получается, в Англии дали крестьянам денег, и хозяйство поднялось. В царской России, по сути, отняли у крестьян деньги – и достигли краха.
Ещё одна причина подъёма экономики Англии, прямо связанная с Великой перечеканкой – это превращение в товар самих денег. Ведь впервые в мире была налажена машинная чеканка монет со стандартным и правильным содержанием серебра. И с оформленным гуртом по краю монеты, что препятствовало обрезке серебра с краёв. Чтобы станки не простаивали, англичане стали торговать качественными серебряными монетами, а покупали их европейские купцы, имевшие дело со странами Востока, где требовали наличной расплаты именно серебром.
Одновременно правительство Англия установило завышенный курс золота, и в итоге золото не утекало за границу, а наоборот, приходило в страну в качестве платы за серебряную монету. Это, в свою очередь, привлекало кредиты и инвестиции из-за рубежа.
Неизбывные ужасы капитализма
Однако мощный расцвет экономики Великобритании не остановил расслоения общества по уровню богатства и бедности! Большинство пролетариев работали непомерно долго. В мастерских на место квалифицированных и обученных рабочих стали массово брать женщин и детей, которым можно было меньше платить.
Зачастую условия работы были столь ужасны, что привлечь к ней можно было только силой. В Англии заставляли работать сирот, воспитанников общественных приютов; на каждой фабрике их были сотни. «Прекрасные романтические долины Дербишира, Ноттингемшира и Ланкашира, скрытые от всякого общественного контроля, сделались мрачным местом истязаний и часто убийств!.. Прибыли фабрикантов были огромны», писал Карл Маркс (Капитал. Т. I. Гл. 24).
Царь Пётр и Ньютон
Весной 1698 года в ходе своего Великого посольства русский царь Пётр I трижды посетил лондонский Монетный двор. Достоверно известно, что он встречался и подолгу разговаривал с Исааком Ньютоном. И уже вскоре, в 1700 году в России провели свою монетную реформу.
Высшей денежной единицей стал двойной червонец в 6,94 грамм золота. Следующая монета – червонец, 3,47 грамма золота. Затем золотые два рубля по 0,69 грамма. Серебряные монеты: рубль, полтина (половина рубля); полуполтинник, гривенник (десять копеек), десять денег, алтын и копейка. (Десять денег – единственная в истории России монета с таким номиналом. Её чеканили серийно в 1701-1702 и 1704 годах, а в 1713-м ей на смену пришли серебряные 5 копеек.) Ещё были и медные монеты: деньга, копейка и полушка.
Эта единая для всей страны монетная система позволила провести в России громадные преобразования в первой четверти XVIII века. Но опять же, многим эти реформы принесли непосильный труд и ухудшение условий жизни…
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Канал «А мы и не знали» публикует статьи по Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, вы получите полный список заголовков.