Недалеко от средневекового города Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине, находится старинное и самое известное в мире караимское кладбище. В этом таинственном и печальном городе мертвых, в дубовой роще зафиксировано, по разным данным, от 5000 до 10000 надгробий. Название долины связано с библейским пророчеством Страшного суда: именно здесь прозвучит грозная труба архангела, при звуках которой долина расширится, восставшие из своих могил грешники предстанут перед судом Господа. От крепостных ворот Чуфут-Кале к некрополю ведет дорога, по которой двигались похоронные процессии. Кладбище огорожено каменной стеной с узким арочным входом. Возле него находился дом смотрителя, ныне не сохранившийся. От ворот по дну долины ведет дорога, по обе стороны которой видны надгробия.Надписи на них выполнены на иврите и идише. Это священные тексты, религиозные формулы. Тексты доносят до нас имена реально существовавших людей: Авраам, Соломон, Исаак, Эльазар и другие.Самые древние надгробия датируются XIII в., но большинство относится к XVI-XVII вв. На некоторых надгробиях видны разнообразные символы, концентрические окружности, пришедшие со времен язычества: кипарисы — символ скорби, розетки — торжество радости жизни. Вот как описывает долину в 60-е гг. XIX российский путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»: «Настоящая Иосафатова долина, долина воскресения мертвых. Могилы, годы, развалины на горах, — все пахнет, действительно, Иерусалимом… Вон внизу протекает иссохший Кедронский ручей, гробница магометанского святого так удобно заменяет Авессаломов мавзолей… В моей памяти восстали все поэтические картины иерусалимских окрестностей, которые мне случалось видеть». Газан чуфут-кальской общины Соломон Бейм, сопровождавший русскую путешественницу О. Шишкину, посетившую кладбище в 40-х гг. XIX века, уверял, что здесь покоится около 40 тысяч человек. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты под землей. Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет». Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось, а территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.
Недалеко от средневекового города Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине, находится старинное и самое известное в мире караимское кладбище. В этом таинственном и печальном городе мертвых, в дубовой роще зафиксировано, по разным данным, от 5000 до 10000 надгробий. Название долины связано с библейским пророчеством Страшного суда: именно здесь прозвучит грозная труба архангела, при звуках которой долина расширится, восставшие из своих могил грешники предстанут перед судом Господа. От крепостных ворот Чуфут-Кале к некрополю ведет дорога, по которой двигались похоронные процессии. Кладбище огорожено каменной стеной с узким арочным входом. Возле него находился дом смотрителя, ныне не сохранившийся. От ворот по дну долины ведет дорога, по обе стороны которой видны надгробия.Надписи на них выполнены на иврите и идише. Это священные тексты, религиозные формулы. Тексты доносят до нас имена реально существовавших людей: Авраам, Соломон, Исаак, Эльазар и другие.Самые древние надгробия датируются XIII в., но большинство относится к XVI-XVII вв. На некоторых надгробиях видны разнообразные символы, концентрические окружности, пришедшие со времен язычества: кипарисы — символ скорби, розетки — торжество радости жизни. Вот как описывает долину в 60-е гг. XIX российский путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»: «Настоящая Иосафатова долина, долина воскресения мертвых. Могилы, годы, развалины на горах, — все пахнет, действительно, Иерусалимом… Вон внизу протекает иссохший Кедронский ручей, гробница магометанского святого так удобно заменяет Авессаломов мавзолей… В моей памяти восстали все поэтические картины иерусалимских окрестностей, которые мне случалось видеть». Газан чуфут-кальской общины Соломон Бейм, сопровождавший русскую путешественницу О. Шишкину, посетившую кладбище в 40-х гг. XIX века, уверял, что здесь покоится около 40 тысяч человек. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты под землей. Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет». Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось, а территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.