Найти в Дзене

Что делать, если пришло письмо от Роскомнадзора

Оглавление

Есть сообщения и письма, которые все любят получать - к примеру, о зачислении денег на счёт. Лично мне они нравятся.

Изображение с https://pixabay.com
Изображение с https://pixabay.com

А есть письма, которые все мы, однозначно, не любим. Особенно это письма от государственных органов. В этой статье мы будем говорить как реагировать если вы получили письмо от Роскомнадзора и что вообще представляет из себя такое письмо.

Очень часто люди, которые получили запрос от Роскомнадзора, начинают волноваться и готовиться, что всё, приплыли, — сейчас будет стук в дверь, проверка, вызов в суд, прощай, бизнес. Это далеко не всегда так.

Разберёмся.

Как обычно, для тех кто торопится - даю сразу пошаговое резюме:

1. Не волнуйтесь.

Хоть это и банально, зато это эффективно в решении любых вопросов. Главное - ответить на письмо в срок, указанный в запросе или установленный законом.

2. Оцените требования.

В письме однозначно будет указано почему Роскомнадзор пишет вам и что они требуют, по какой причине начали проверку. Изучите письмо, “поднимите” свои документы по этим вопросам и сделайте вывод все ли документы имеются или совершали ли вы то о чём говорится в письме.

3. Изучите нормы.

Роскомнадзор не имеет права писать письма без правового основания, поэтому в запросе будут указаны эти основания. Перед тем как что-то делать - прочитайте в законах эти основания и проанализируете применимы ли к вам они, нет ли ошибки в запросе.

4. Примите меры.

Если Роскомнадзор требует предоставить документы - сделайте скан, а если нет документов, то их надо составить. Если выявлено нарушение - выясните при каких обстоятельств и примите меры, чтобы таких нарушений не было.

А если на предыдущем шаге поняли, что запрос Роскомнадзора никак не относится к вам - можете порадоваться и посетовать на работу чиновников.

5. Грамотно напишите письмо.

В любом случае - на полученное письмо надо ответить. Не важно как вы получили письмо - бумагой по почте или по электронной почте, но на него надо дать официальный ответ. Составляйте его в спокойном деловом тоне, обосновывая свои позиции и объясняя ситуации, указывая что требует закон и какие меры вы приняли.

6. Отправьте письмо.

Если получили по электронной почте, то следует отправить ответ по электронной почте и посредством обычной почты России заказным ценным письмом с описью и уведомлением о вручении (кстати, если кто не в курсе - всегда официальные письма по почте отправляйте именно так).

7. Вы великолепны!

Если всё в порядке, то ответ вы не получите.

***

Дальше уже будет для тех, кто любит знать что к чему и как работает.

Деятельность и полномочия Роскомнадзора основывается прежде всего на Постановлении Правительства РФ от “16” марта 2009 года № 228 (ред. от 28.02.2019) “О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" и утвержденным Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Так, Роскомнадзор осуществляет надзор и правовое регулирование в следующих сферах:

  • в сфере СМИ и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания
  • в сфере связи
  • в сфере информационных технологий
  • в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Это вкратце и по вопросам нас интересующим, т.к. перепечатывать целый закон не вижу смысла, если хотите, то с полномочиями можете подробнее ознакомиться вот здесь - в разделе 2 указанного Положения.

Если вы как-то связаны с одной из вышеуказанных сфер, то Роскомнадзор может направить вам официальное письмо. Оно может быть как в бумажном экземпляре, так и по электронной почте (в таком случае оно будет подписано электронной квалифицированной подписью исполнителя). В любом случае, как указано было выше - на него надо отвечать.

Чтобы эффективно взаимодействовать с государственными органами надо не только иметь опыт общения с ними, но и также опыт самой работы в госорганах, чтобы чувствовать дух и понимать логику функционирования этого бюрократического механизма. Как человек, который занимается юриспруденцией со стороны защиты бизнеса, т.е. на другой стороне баррикад - я был очень рад, что смог привлечь в свою команду бывшего сотрудника госорганов, который помог наладить работу с ними.

Что же такое письмо от Роскомнадзора?

Любое письмо или запрос Роскомнадзора - это прежде всего правоприменительный акт государственного органа, который должен иметь правовое основание и мотивировку, т.е. это результат некоторой внутренней работы государственного органа.

В этом письме, запросе, представлении РКН может просить вас предоставить сведения, данные, документы, материалы, скриншоты и т.д., однако, часто бывает, что отсутствует мотивировка или основание для этого. Несмотря на то, что правовая грамотность у населения растёт - должностные лица бывают убеждены в том, что если есть право запрашивать документы и информацию, то какие-либо основания и их доказательства для запроса не требуется. А это не так.

Правовое основание означает, что у должностного лица Роскомнадзора должны быть законом установленные полномочия совершать определенные действия: проверку, запрос сведений и документов, т.д.

Как вы понимаете, эту внутреннюю работу Роскомнадзора (проверку) должен кто-то или что-то запустить, чтобы весь механизм начал работать и вам пришло это треклятое письмо.

В данном случае, мотивировка - это тот самый толчок, который запустил механизм работы Роскомнадзора на законных основаниях для того чтобы написать вам письмо. Им может быть, к примеру:

  • мониторинг сайтов, информации в сети Интернет
  • плановая проверка лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
  • получение обращений, жалоб, заявлений от третьих лиц или иные основания внеплановой проверки

Мониторинг сайта и информации в сети Интернет

Начнём с самого частого основания писем - мониторинг сайта и информации в сети Интернет. Это ни что иное как “мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями”, определенное положениями статьи 8.3. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Если в ходе этого мероприятия выявлены нарушения закона, то должностные лица органа Роскомнадзор принимает в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление, с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Если что-то пошло не так с точки зрения Роскомнадзора и нарушения не устранены, то они уже могут инициировать внеплановую проверку.

Плановая проверка

Плановая проверка - она проводится на основании и в сроки, указанные в плане плановых проверок, утвержденного Роскомнадзором и одобренного Прокуратурой РФ.

Вы всегда можете посмотреть планируются ли проверки в отношении вашей организации или ИП, а также следить за ходом её проведения по единому реестру проверок: https://proverki.gov.ru

По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, к тому же Роскомнадзор должен уведомить о начале проведения проверки в срок не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа, который в письме и будет.

Обращения, жалобы, заявления от третьих лиц

Теперь по заявлению, обращению или жалобе граждан, которые могут запустить внеплановую проверку.

Основным правовым регламентом для РКН по этому вопросу является Инструкция Роскомнадзора по работе с обращениями (там файл скана в формате .pdf) определяет такие моменты:

12. Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для начала Роскомнадзором процедуры рассмотрения обращения, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
13. Оснований для приостановления или отказа в рассмотрении обращений граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

И не предоставлять ответ Роскомнадзор может только в общих случаях, которые вполне логичны:

  • обращение анонимно
  • в обращении обжалуется решение суда
  • содержит оскорбления, нецензурную лексику и угрозы
  • нельзя прочесть обращение
  • Роскомнадзор неоднократно давал ответ по этому обращению этому лицу
  • при ответе может быть разглашена охраняемая тайна

И всё! В остальных случаях - какая бы чепуха там ни была написана - должностное лицо должно выполнить проверку по заявлению. А, значит, если вы, к примеру, получите персональные данные через форму обратной связи на сайте, то такой гражданин может написать через сайт РКН жалобу и они должны будут отреагировать.

Хочу обратить внимание, что какое бы вы письмо не получили от Роскомнадзора - это скорее всего свидетельствует о начале проверки, а законом установлено, что срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней, но может быть продлен приказом руководителя Управления Роскомнадзора еще на 20 рабочих дней при наличии серьезных оснований.

Какой срок ответа на письмо государственного органа?

Здесь буду краток.

В соответствии с положениями части 4 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", при запросе информации в части соблюдения законодательства по персональным данным - надо отправить ответ в течение 30 календарных дней с даты получения.

В соответствии с положениями части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при проведении уже документарной проверки - надо отправить ответ в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса.

Как это всё происходит на практике?

Возьмём для примера ситуацию, когда есть продающий сайт, собирающий контактные данные (ФИО, электронка, номер телефона) для обратной связи и оставления заявки. Роскомнадзор проводит мониторинг сети Интернет и видит нарушение - нет политики по обработке персональных данных и отсутствует согласие на предоставление своих персональных данных при оставлении заявки, что является правонарушением в соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 13.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях “Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных”.

Тогда Роскомнадзор через Whois узнаёт кто является администратором сайта и пишет ему письмо, что вот оно - правонарушение. Дальше всё зависит от целей и самого должностного лица, осуществляющего проверку: может сразу вызвать на составление протокола об административном правонарушении, а может просто дополнительно запросить сведения или попросить устранить нарушение, предоставив срок для этого, но в любом случае он уведомляет администратора сайта о том, что выявлено нарушение. При этом, хочу обратить внимание, что совсем не важно в каком регионе находится администратор сайта и в каком регионе находится Управление Роскомнадзора.

Что будет, если вы не дадите ответ на письмо?

Непредоставление ответа, документов и сведений Роскомнадзору в ответ на их письмо попадает под 2 состава административных правонарушений:

  • статья 19.7. «Непредставление сведений (информации)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность:
    предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей
  • статья 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» (а Роскомнадзор у нас уполномочен осуществлять производство по административным правонарушениям самостоятельно) предусматривает ответственность:
    наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Ответственность за непредоставление документов наступает только, если запрос был законным (имеет правовые основания) и обоснованным (имеет мотивировку). Помните, что результаты любой проверки и другие действия инспекторов Управления Роскомнадзора могут быть обжалованы как в вышестоящем органе (Федеральной службе), так в прокуратуре и суде.

***

Вообще, полномочиями направлять письма, запросы и представления наделены, практически все государственные органы, соответственно, вы также можете получить письма от Роспотребнадзора, если работаете с физическими лицами, от Федеральной антимонопольной службы, органов внутренней деятельности и т.д. Не надо бояться, если получили - лучше пройдитесь по пунктам, указанным в начале статьи, а если будет что-то не понятно - обращайтесь, мы поможем.

С уважением, Журлов Н.О.

ITdoc.io