О позднесредневековом Париже мы говорим с Зои Лионидас, лингвистом и историком, переводчиком старинных хроник и документов.
- Скажите, Зои, каким бы мы могли увидеть Париж, окажись мы в нём в те годы?
- Париж Позднего Средневековья – это настоящий мегаполис по тем временам, 200 тыс. жителей! Один из крупнейших городов того времени разделен полноводной Сеной на две половины, которые соединяет между собой множество мостов и мостиков (самый известный из них, конечно же Новый Мост), который мы все помним по роману Гюго.
Левая сторона, несколько меньшая по размеру, но зато богатая и фешенебельная, носит название Университетской. Здесь располагается королевский дворец (точнее – дворцы, т.к. Отель Сен-Поль представляет собой целый комплекс зданий, соединенных между собой арочными переходами).
Королевская резиденция тонет в зелени деревьев, сады Сен-Поль огромны и очень красочны, до сих пор о них помнят улицы Парижа Вишневая, Павильонная т.д., расположившиеся на их месте во время реконструкции города уже в Новое время.
Королевский дворец, как водится, окружают особняки (или на языке того времени «отели»). французской знати.
Вокруг них располагаются не менее многочисленные службы: конюшни, кладовые, кухни, мастерские – высоких господ надо обслуживать! И здесь же краса и гордость Парижа – Университет. Кстати говоря, один из старейших в мире. В те времена он состоит из трех факультетов: богословского, юридического и медицинского.
- Разумеется, обучение только для детей элиты?
- Средние века, сколь ни парадоксально звучит, были куда более демократично настроены к «черной кости», чем куда более консервативные XVIII-XIX век. В Университет мог поступить любой юноша из любой семьи – в случае, если мог сам заплатить за себя, или же у него оказывались выдающиеся способности. Церкви была постоянно нужна свежая кровь! За «бедных, но умных» платили благотворители из числа знати или высших церковных чинов. Кстати говоря, печально известный Пьер Кошон – сам выпускник Университета, до смерти содержал на свои средства «бедных школяров» из коллежа Бове.
Во времена Осени Средневековья в Париже преподавали лучшие умы своего времени, я назову только одно имя – Жан Жерсон, один из величайших философов гуманистического направления, кстати говоря, заклятый враг схоластика Кошона.
- Там учились люди со всей Франции?
- В Университет съезжались со всей Европы, здесь учились и англичане, и испанцы, и итальянцы, и немцы – в том, что касается богословия, авторитет парижской alma mater уступал разве что папскому. Более того, члены этой корпорации не боялись ссориться даже с королями, в несколько более ранние времена – даже суровая королева Бланка, мать Людовика Святого, вынуждена была уступить перед угрозой, что Университет навсегда покинет столицу.
- Продолжим нашу экскурсию?
- На противоположном берегу реки располагалась Купеческая сторона, не менее шумная и разноязычная. Здесь стоит заметить, что «горожанин» в те времена – это особое сословие со своими правами и обязанностями; гражданами Парижа в подавляющем большинстве были ремесленники и купечество. Посему, ничего удивительного, что самым оживленным местом Купеческой стороны были рынки – самый крупный – Крытый, где торговали скотом, лошадьми, предметами обихода, и многочисленными заморскими товарами. Торговля молоком шла у Пьер-о-Ле («Молочного камня»), мясо поставляла Большая Бойня и т.д.
- Где живёт знать городская?
- Местные богачи – из городского сословия имели особняки, порой не уступавшие по богатству и изысканности домам герцогов и графов, средний класс предпочитал небольшие, но крепкие дома, причем для купцов рядом с домом обязательно соседствовали погреба и склады для хранения товара, а (если речь шла о торговце средней руки) часть дома представляла собой лавку, где вела торговлю супруга хозяина, его сын или дочь, или наконец, наемный работник. Для ремесленников дома также соединялись с лавками, где продавалась продукция, сделанная тут же на месте, руками хозяина.
- А как же простые парижане?
- Бедняки ютились в съемных домах, по сути дела – мало изменившихся с римских времен. Это были все те же «инсулы», где могли одновременно жить до десятка семей. Забавная примета времени – верхние этажи в таких домах зачастую нависали над нижними, делалось это для того, чтобы дождевая и снеговая вода легче сливались на улицу. Купить землю в Париже было невозможно – она составляла неотъемлемую собственность короны, зато ее можно было взять в бессрочную аренду, и поселиться самому или выстроить доходный дом. Улицы в подобных районах были сравнительно узкими, порой на них с трудом могла разминуться пара телег; если вы будете в Париже, любопытства ради, обязательно загляните в переулок Кота-Рыболова, мало изменившийся с тех времен.
-Где же лучше поставить финальный аккорд в нашей экскурсии?
- Административное и религиозное сердце города – остров Сите. Здесь располагался Дворец Правосудия, знаменитый собор Парижской Богоматери, и наконец, здание ратуши, которое украшали часы Карла V – настоящее чудо техники по тем времена.
Кстати говоря, они существуют до сих пор, хотя механизм, конечно же, не раз подвергался замене. По этим часам жил Париж, они исправно отбивали время каждые пятнадцать минут. Ровно в полдень вся работа прекращалась и трудовой и купеческий Париж вместе с последним ударом часов отправлялся обедать...
Другие публикации этого цикла:
1. Чем пахнет Осень Средневековья
2. Средневековый Париж
3. Никакой свободы, никакого равенства, никакого братства
4. На дне Парижа
5. Кто здесь власть?