Вы наверняка слышали про то, что в советское время славный город Санкт-Петербург назывался Ленинград (да и Ленинградская область ещё осталась). Скорее всего, слышали и про Свердловск (Екатеринбург) и Куйбышев (Самару). Это только те города, которым вернули названия, а ведь до сих пор сохраняются Ульяновск (Симбирск), Киров (Вятка), Тольятти (Ставрополь-на-Волге) и другие. Но речь сегодня пойдёт не про них.
Может быть, уважаемые читатели знают что существовали такие города как Красногвардейск (Гатчина), Слуцк (Павловск) и другие абсолютно волюнтаристские и идиотские переименования. И, как правило, все подобные переименования происходили в 20-е — 30-е годы. И коммунисты, когда оправдываются, называют это перегибом первых лет. Мол, потом одумались и перестали трогать древние названия городов. Как бы не так.
Одним из примеров наглого и беспардонного переименования, вопреки мнениям жителей и лишь чтобы преподнести подарок Молотову к 50-летию, было переименование города Пермь в Молотов в 1940 году. То есть, буквально — партийному деятелю стукнул полтиник, давайте ему подарим на день рождения город, нам не жалко. А людишки погалдят, да угомонятся. В 1957 году, на волне развенчания культа личности Сталина, городу вернули историческое название.
Вы думаете, после войны волна переименований закончилась, и зуд прошёл? Как бы не так. Советская система дошла до пика своего маразма во время правления Брежнева, и отголоском этого маразма и геронтократии, поклонения престарелым генсекам стало переименование городов.
10 ноября 1982 года умирает Леонид Брежнев. И менее чем через 2 недели, 19 ноября 1982 года постановлением президиума Верховного Совета СССР город Набережные Челны, в котором сам генсек ни разу не был, был переименован в Брежнев. Естественно, никакого соцопроса не проводилось, люди вокруг тихо возмущались. Единственное, что было сделано, так это то, что власть, задним числом согнала на митинг рабочих, которые якобы «во имя заслуг дорогого Леонида Ильича ратуют за переименование города в Брежнев». Естественно, митинг был подневольным. В 1988 году, уже при Горбачёве, городу вернули историческое название.
Такая же судьба постигла Рыбинск. 15 марта 1984 года, город с более чем 900-летней историей был переименован в Андропов, спустя месяц после смерти очередного генерального секретаря. Естественно, и в этот раз никакого референдума не проводилось. Через пять лет одумались — в 1989 году городу было возвращено название Рыбинск.
Устинов. И такое название в конце 80-х можно было встретить вместо привычного Ижевска. В том же 1984 году, за рекордные сроки после смерти маршала, министра обороны Устинова, спустя всего 7 дней, 27 декабря 1984 года, Ижевск был переименован в Устинов. Это название продержалось меньше всего — неполных три года. В июне 1987 года, после многочисленных протестов городу было возвращено историческое название.
Чем можно резюмировать данную статью? Советское государство, которое провозглашало себя государством рабочих и крестьян, никогда, по факту, этих рабочих и крестьян не слушало и не советовалось. Переименовывались города, улицы, области только для того, чтобы потешить своё самолюбие, увековечить очередного генсека в названии города. И когда нам говорят противники возвращения исторических названий, коммунисты — мол, вы переписываете историю, «это же наша история» и т.д. — хочется сказать — идите к чёрту! Не вам, переименовывавшим Ижевск в Устинов а Пермь в Молотов, говорить что-то о переписывании истории. А исторические названия так или иначе должны быть возвращены.