(2018, США)
До сей поры матёрый режиссёрище Питер Берг был в своём творчестве последовательным и чётким. Потому что снимал либо подчёркнуто серьезные боевые драмы ("Королевство", "Уцелевший", "Глубоководный горизонт", "День патриота"), либо откровенно несерьезные боевики ("Очень дикие штучки", "Сокровище Амазонки", "Хэнкок", "Морской бой"). И вот наступил день, когда Питеру вдруг расхотелось отделять зерна от плевел и он решил забацать что-то на стыке сурового, но в то же время игрового экшена. А ближайшими ориентирами ему явно послужили "Убийца" и "Рейд". Из первого Берг позаимствовал крутую засекреченную спецкоманду ЦРУ с полевым командиром-циником. А из второго - кровожадные рукопашные поединки, Ико Уайса, который ему эти поединки изобразил, и место действия - столицу Индонезии Джакарту. Ну а что касательно стрельбы, то здесь Питеру ни на кого равняться уже не потребовалось. Просто гляньте (или пересмотрите, если вдруг запамятовали) его "Королевство" и "Уцелевшего" и убедитесь, насколько классно Берг рубит "шутерную" фишку, когда в его картинах дело доходит до пальбы и взрывов.
Однако, судя по массе ворчливых отзывов и тщедушным кассовым сборам, большинство критиков и зрителей отнеслись к "22 милям" негативно. Почему - тоже отлично их понимаю. Кроме финального "вот-это-поворота", больше никакой сложной драматургии здесь нет. А ведь рельсовое повествование - совсем не то, что ожидаешь от Питера Берга, который даже в своих дуракаваляльных фильмах умудрялся завернуть лихой сюжетный слалом. Но только, увы, не здесь. 80% картины герои, цэрэушные спецназовцы, носятся вприпрыжку по Джакарте, отстреливаются, мрут под пулями, бьют морды, сами получают в морду, балуются с пиротехникой, крушат автотранспорт, витрины магазинов, а также прочее движимое и недвижимое имущество горожан. И - никаких вам философских бесед о высоком и вечном в тени пальм, никаких возвышенных чувств, страданий, покаяний, озарений, поиска истины и душевных катарсисов...
М-да... И надо же было Питеру под старость лет заностальгировать по 80-м и такое отчебучить.
Впрочем, по-моему, всё же глупо ругать олдскульный боевик за примитивизм и переизбыток экшена. А тем более экшена, сделанного экспертом в данном вопросе. Хотел Берг снять свой "Рейд" - он его снял, жаль только, опоздал на несколько лет, ибо мода на подобные кинопобоища выдалась довольно скоротечной. Что буквально намедни лишний раз доказала никому не нужная "Контрольная закупка". Да и "Рейд 2" уже не стяжал те кустистые лавры, какими в своё время был увенчан оригинал.
А вот в чём Питер действительно напортачил и что ему не простят даже такие лояльные критики, как я, так это чересчур самоуверенные претензии "22 миль" на сиквел. Потому что, досмотрев кино до конца, любой зритель почувствует себя обманутым, ведь ему показали и близко не законченный сюжет. Который - лишь первая часть как минимум двухсерийной боевой саги, поэтому и финал здесь промежуточный, фактически оборванный на полуслове. Что сегодня бесит вдвойне, так как сиквела у провалившихся в прокате "22 миль" уже не ожидается, и история эта, судя по всему, навсегда останется в подвешенном состоянии.
Ну офигеть-не-встать, да? Ладно, хоть я смотрел эту картину не в кинотеатре и у меня нет повода сокрушаться о том, что мне нагло втюхали лишь полпорции удовольствия для глаз по цене целого блюда.
***
В общем, этот фильм собрал бы гораздо больше хороших отзывов и денег, кабы не его обескураживающий финал, который аж дважды шокирует зрителя - и в хорошем, и в плохом смысле слова. Радуя нетривиальной для боевика концовкой, Берг тут же ставит нас перед фактом, что это ещё далеко не конец. А потом лишь молча разводит руками в ответ на ваш закономерный вопрос, а когда же последует сиквел. Что ж, теперь, похоже, что никогда. Поэтому решайте сами, надо ли вам смотреть "22 мили" - этот драйвово и технично снятый обрывок большой и незаконченной истории.