Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: MAN "2 Ozs. of Plastic With A Hole In The Middle" (1969)

Man - 2 Ozs. Of Plastic With A Hole In The Middle 1969

"2 Ozs of Plastic with a Hole in the Middle" - второй альбом рок-группы MAN из Южного Уэльса, вышедший в сентябре 1969 на Dawn Records (DNLS 3003) - прогрессивном филиале Pye Records - в Великобритании, на Pye Records/Ariola Eurodisc (88 003 ET) в Германии и на Pye Records (NSPL28098) в Новой Зеландии.


ИСТОРИЯ

Дебютный альбом MAN - "Revelation" (январь 1969), как известно, провалился в продаже, несмотря на хвалебные отзывы музыкальной критики. Анализируя эту неудачу, вокалист-гитарист Роджер Леонард по прозвищу Дик сказал: "Мы все пришли к выводу, что дело не в музыке, а надо было всё это лучше организовать. Было мало концертов, у нас не было ни менеджера, ни какого-нибудь пиар-агента. Не было никого, кто бы работал в этом направлении. В этом загвоздка."

Несмотря на провал дебютника и отсутствие менеджера или агента, "Пай рекордз" любезно позволила группе вновь арендовать студию - лондонскую Marble Arch - для записи второго альбома с тем же продюсером Джоном Шрёдером. Man сочиняли и репетировали материал для альбома у себя дома - на квартире, которую они снимали в Стритхэме, Южный Лондон. "В то лето была превосходная погода," - вспоминает Дик Леонард, - "но мы погребли себя в полумраке квартиры на первом этаже на Тьерни-роуд, где тяжёлые занавески были всегда закрыты, а освещение - всегда тусклым. Мы часто играли по ночам на полной громкости. Удивительно, что квартира находилась в застроенном окружении, но мы не получили ни единой жалобы от соседей."

Одной из первых сочинённых там вещей была "The Storm" (Шторм) - длинная инструментальная пьеса, где Леонард с помощью клавиш изображал крики чаек. "Шторму" было суждено стать непременным номером концертных программ Man на многие годы, как и другому инструменталу с этого альбома - "Spunk Box". Музыканты хотели назвать его поначалу "Spunk Rock" - в таком случае становилось очевидно, что они имеют в виду не обычный смысл слова "spunk" (храбрый, мужественный, решительный), а уличный - на британском слэнге так называли сперму. Этот "Сперма-рок" и ещё одна вещь с хлёстким названием "Shit On The World" (Насрать на этот мир), естественно вызвали нарекания со стороны руководства Pye Records.

"Пай" проинформировала нас, что слова "Spunk" и "Shit" надо убрать из названий," - говорит Дик Леонард. - "Клайв, поспорив немного, предложил им тогда назвать эти песни так, как они хотят. А когда его спросили, а что если нам не понравятся их названия, Клайв смиренно ответил: "Ну, значит так и должно быть" ("It is as it must be"). Только когда была готова обложка альбома, мы увидели на ней, что "Spunk Rock" стал называться "Spunk Box" (тупые придурки исправили не то слово), а "Shit On The World" стала "It Is As It Must Be" - "Так и должно быть"."

Если панки в конце семидесятых использовали грубые названия часто ради эпатажа и саморекламы, то у группы Man это был искренний выхлоп эмоций. Автор текста Клайв Джон (это он разлёгся на переднем плане на внутреннем развороте конверта) с наивным юношеским задором обрушивается в песне "Насрать на этот мир" на лицемерие и коррупцию политиков, на убийственный подоходный налог, говорит о беззащитности рабочего человека.

Другой конфликт у группы возник со штатным продюсером Pye Records, композитором и аранжировщиком Тони Хатчем. Как вспоминал Леонард: "Частенько наша очередь в студии была следом за сессией Тони Хатча. Однажды мы пришли, а он оставил после себя клавесин. Я сыграл на нём мелодию, Шрёдеру понравилось, и он предложил использовать его на записи. Когда мы закончили, в студию вернулся Тони Хатч и, увидев, что мы пользуемся его клавесином, пришёл в ярость. Он подошёл к устройству связи с аппаратной комнатой и заорал в него: "Вы не имеет права пользоваться инструментом, если не заплатили за его аренду. Это неприлично. Отойдите от него сейчас же." И хотя морально он был прав, но выглядел настолько мелочно, что я ответил ему: "А как тебе звучит: "Пошёл ты на ...!"?"

Несмотря на некоторые конфликтные ситуации, запись альбома прошла для группы довольно уютно за несколько трёхчасовых сессий. По воспоминаниям Дика: "Мы записывали альбом в огромной, похожей на пещеру Студии Один Пай рекордз. Они вмещали туда большие оркестры, которые записывали музыку для кино и тому подобные вещи, а мы собрались в самом центре студии в тесный кружок на полу. Единственным освещением был луч прожектора, бивший на нас с потолка. Мы сидели как будто в некоей капсуле, герметично запечатанной от внешнего мира с его раздражениями. Мы попали в нужное место в нужное время. Мы все ощущали, что если не сможем сделаем это здесь, то не сможем нигде.

Все, кто участвовал в этой записи скажут вам, что это лучший альбом из всего, что записал Man. Мы играли как демоны. Работали на всех цилиндрах, активно взаимодействовали и заполняли каждую неумолимую минуту студийной записи 60 секундами наших лучших стараний. Ощущался большой подъём. Для меня это единственный студийный опыт, принесший полное удовлетворение. Если вам не нравится этот альбом Man, значит вам не понравится никакой альбом Man." Второй альбом группы Man избавился от всяких излишеств, которыми изобиловал дебютник, ради более тяжёлого и приземлённого звука. Альбому удалось до какой-то степени передать огонь живых выступлений группы. Man исполнял всё это на концертах в том же порядке, что на альбоме. Если первый альбом Revelation (январь 1969) несёт в себе чисто британский дух, то музыка 2 Ozs of Plastic приправлена влиянием американских групп Западного побережья, типа Quicksilver Messenger Service или Mothers Of Invention Фрэнка Заппы .

ОБЛОЖКА И НАЗВАНИЕ

Back cover
Back cover

2 Ozs of Plastic with a Hole in the Middle переводится как "2 унции пластмассы с дыркой посредине". Унция - британская мера веса, равная 28,35 г. Что это такое - нигде не сказано, но как нам подсказали - имеется в виду виниловая пластинка.

-3

Обложка 2 Ozs of Plastic with a Hole in the Middle была задумана такой, чтоб на неё невозможно было смотреть. Для этого была выбрана особая, оптически нестабильная геометрическая структура, выкрашенная в конфликтующие между собой цвета. В этот узор были вкраплены там и тут фотографии участников группы, выполненные в неестественных цветах. Музыканты постарались сделать на этих фотографиях как можно более отвратные рожи. Название группы окружили радужным узором в стиле "Yellow Submarine". На внутреннем развороте пригодились старые фотографии, когда группа ещё называлась The Bystanders. Пластинка вкладывается изнутри. Ярлыки на пластинке Dawn Records выпускались оранжевые, лиловые и красно-голубые.

По выходе в свет, "Две унции пластмассы с дыркой посредине" не произвели впечатления в Великобритании, зато принесли Man большую популярность в Европе, особенно в Германии, где группа провела в гастролях практически весь 1970 год. Однажды отыграв турне в Германии, где они играли "на разогреве" у Chicago, Man возвращались домой, но на границе с Бельгией их остановили, приняв за террористов, и даже арестовали на какое-то время, обвинив в перевозке наркотиков. Полиция нигде не любила волосатых молодых людей, будь-то в Советском Союзе, США или Европе...

С одного концерта в Гамбурге, записанного в октябре 1970, ходил альбом-бутлег под названием To Live for to Die. Группе приходилось играть в Германии по 4-5 часов за вечер, поэтому многие альбомные номера превратились в растянутые импровизации. MAN позже сами переиздали этот бутлег.

На втором альбоме терпение Pye Records иссякло, они не стали больше продлевать контракт. С тех пор MAN записали много других альбомов на многих других лейблах, но там речь можно вести уже о другой группе, потому что никогда больше MAN не играли так, как в "2 Ozs of Plastic with a Hole in the Middle", и этот альбом сегодня считается классикой прогресcивного рока.