В основе лежит изящная игра слов
У Валентина Пикуля есть роман под названием "Псы господни", в котором рассказывается история возникновения знаменитого ордена иезуитов. Фраза, которую он вынес в заглавие своей книги, на самом деле не имеет отношения к детищу святого Игнатия Лойолы. Однако образ монахов как своры собак, бросающихся на еретиков, настолько ярок, что Пикуля трудно упрекнуть в желании им воспользоваться.
Тем более, что такой термин действительно существовал. Только называли "псами Господними" отнюдь не иезуитов, а доминиканцев.
Но это все преамбула. В статье мы хотели поговорить не о самих монахах и их суровой борьбе с инакомыслием, а о происхождении этого интересного выражения. Почему все-таки монахи-доминиканцы стали себя так называть? Только из любви к красочным метафорам?
Здесь есть интересная подоплека, связанная с игрой слов. Смотрите, откуда вообще взялись псы. Берем наше загадочное выражение, переводим его на латинский язык и получаем "Domini canes" .
Если это прочитать вслух, не разделяя слова, то получится обозначение братьев ордена - доминиканцы.
Монахам настолько понравилась это совпадение, что они даже поместили на эмблему своего ордена бегущую собаку, сжимающую в пасти горящий факел. Мало того, вскоре после возникновения ордена появилась легенда о том, что мать святого Доминика накануне рождения сына увидела во сне именно такую собаку с факелом.
И причина всему - изящная игра слов.
_________________________________
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте