Музей Музыки – единственное место в Москве, где можно увидеть и услышать редкий музыкальный инструмент – оркестрион – электромеханический орган, имитирующий звучание уличного духового оркестра.
Произведенный в Бельгии фирмой «Decap» в середине XX века, оркестрион почти 20 лет стоял в бельгийском кафе и служил развлечением для посетителей. Стоило вбросить в него монету, как начинала играть танцевальная музыка.
«Оркестрион, танцевальный орган или оркестрина – так назывались эти инструменты. В основе действия – как принцип действия органа, так и принцип действия гармоники. С одной стороны, это клавишно-духовой, с другой стороны, пневматический инструмент», – объясняет старший научный сотрудник Музея музыки Ирина Новичкова.
Звучащими элементами оркестриона являются трубы органного типа, два аккордеона, два саксофона и ударная установка: три барабана, две пары тарелок, четыре темплеблока, вмонтированные в корпус.
Инструмент имеет электромеханический привод, в качестве источника звука используются так называемые перфорированные книжки. В каждой из них - по одному музыкальному произведению. Сменять их, как пластинки на патефоне, может любой человек.
Расположение труб инструмента подобрано таким образом, чтобы при работе механизма звучали определённые музыкальные произведения. Звук извлекается с помощью нагнетания воздуха турбиной вентиляторного типа. Фасад оркестриона украшает иллюминация из разноцветных лампочек.
Первоначально оркестрионом назывался небольшой орган, сконструированный Г. Фоглером в 1785 году. Он содержал около 900 труб, 3 мануала ( клавиатура органа) по 63 клавиши в каждом из них и 39 педалей.
Сохранились сведения о первом механическом оркестрионе, созданном английским придворным часовщиком К. Пихбеком в 1724. Инструмент включал: клавесин с флейтами, трубами и литаврами.
В 1791 году такое же название было дано инструменту, который создал Томас Антон Кунц в Праге. Этот инструмент был оснащён как органными трубами, так и струнами, подобными фортепианным. Оркестрион Кунца имел 2 мануала по 65 клавиш и 25 педалей, имел 21 регистр, 230 струн и 360 труб.
Главная сложность изготовления такого инструмента заключалась в применении большого количества резиновых трубок разного объема и кожаных мехов, что требовало высокой точности настройки.
Оркестрионы выпускались малыми сериями, их конструировали вручную мастера из Швейцарии, Франции и Германии. В Нидерландах и по сей день проводят конкурсы оркестрионов.
В России они успешно заменяли дорогие оркестры в поместьях, бальных залах, гостиных, диванных богатых домов провинциальных городов. Особую популярность инструмент приобрёл в 1920-е годы в Германии, позднее оркестрион был вытеснен проигрывателями граммофонных пластинок.