Весна 1945-го долгожданная Победа!
В тот год сирень цвела как никогда, и вернувшихся с войны отцов, матерей, братьев и сестер встречали огромными охапками сирени. Наверное, именно тогда сирень навсегда стала русской.
А для Леонида Алексеевича Колесникова она стала русской еще в 1919 году, когда им был посажен первый куст сирени.
Колесников - удивительный человек с непростой судьбой, подаривший миру лучшие сорта сирени – Русской сирени. Считается, что Леонид Алексеевич вывел около 300 сортов. 300 уникальных сортов!!! Три поколения Лемуанов за 116 лет подарили миру только 214! Трижды его сирень была на грани существования, дважды при жизни и один раз уже после смерти мастера. И все три раза по одной причине: Москва растет и под застройку идут все новые и новые территории. И каждый раз что-то гибло, что-то оседало в частных садах….
На сегодняшний день осталось не более 50-60-ти сортов. Мы уже никогда не увидим в цвету Николая Мамая, Фарфоровую, Фурманова, Обманщицу или Василису Прекрасную. Многие сорта есть только в единичных экземплярах, при чем не у нас, а за рубежом. То что мы не сберегли, они бережно хранят.
И русская сирень украшает сады Букингемского дворца... Королевских ботанических садов Канады, у здания Конгресса США каждую весну цветет "Путь коммунизма" и "Знамя коммунизма".
Что это ирония судьбы? Или еще одно доказательство, что садоводство вне границ и политики. Может быть садоводство это именно та красота, которая спасет мир?
Но даже если бы всех этих сортов не было, то достаточно только двух Красавица Москвы и Знамя Ленина, чтобы войти в мировую историю сиреневодства! Два сорта, которые известны всему миру, а мы только открываем их для себя.
Сорт "Красавица Москвы" был получен 1947 году, почти сразу после войны. Этот сорт до сих пор считается одним из самых лучших в мире. Ни одна фотография, никакое видео не передаст всю красоту этой сирени. Но тот, кто хоть раз видел ее цветение, никогда не забудет. Вначале она розовая, затем белая с легким розовым оттенком, в итоге белоснежная. Этот эффект достигается за счет розовых бутонов и белых цветов собранных в крупные соцветия. Экс-президент международного общества сирени Колин Чэмпэм однажды воскликнул: «Если в раю растет сирень – это «Красавица Москвы»!
О чем думал мастер когда давал название своему шедевру? Представлял ли он молодую девушку в бело-розовом платьице гуляющую по послевоенной Москве? А может это была Москва сегодняшняя?
Второй не менее красивый сорт, но совершенно по другому это «Знамя Ленина». Она относится к красным сиреням с простыми, но столь же прекрасными соцветиями, чем махровые сорта. Напомню, что красных сортов, в нашем с вами понимании красного цвета у сирени нет. У сирени свое понятие о красном. Вот и знамя Ленина в полуроспуске пурпурно-красное, затем - красновато-лиловое. Если честно мало кто может похвастаться тем, что застал цветение данного сорта. Не всем ботаническим садам повезло иметь ее в своей коллекции, но знатоки говорят, что это нечто потрясающее. К примеру, что пишет Колин Чэмплэн: "…как вдруг увидел вдалеке ‘Знамя Ленина’ с его удивительным глубоким красновато-фиолетовым цветом. Забыв обо всем, не разбирая дороги и игнорируя все попытки остановить меня, я, уподобившись лишенному разума и воли зомби, добрел до этой сирени и замер в оцепенении».
Напоследок хочется сказать, что сегодня есть энтузиасты не только в Москве или Санкт-Петербурге, которые по крупицам собирают колесниковские сорта по всему миру, но и пытаются открыть музей сирени, где под открытым небом будут собраны наши прекрасные сорта сирени.