Привет, друзья.
Недавно сыграл в занятную игру, с говорящим названием «УДАР ПУТИНА!», она меня изрядно позабавила и я хочу поделиться впечатлениями. Вообще делиться положительными эмоциями куда приятней, нежели отрицательными, поэтому я предпочитаю делиться именно положительными. Тот ли это случай, давайте разбираться вместе.
И так «Удар Путина» или Putin Strike это небольшой настольный варгейм на тему, как легко догадаться, очередного нападения злой и неугомонной России на демократию и незалэжность. Злому Путину показалось мало захватить Крым и Донбасс (а тут он принадлежит именно России) и он двинул свои красные орды на захват территорий бывшего СССР в восточной Европе. Куда в это время смотрит США и другие страны НАТО? Нам поясняют, что они заняты борьбой с джихадом и их участие в противодействии Путину очень ограничено. Поэтому на территории восточной Европы схлестнутся силы России с силами Украины, Белоруссии (!), Эстонии, Литвы, Латвии, Молдовы, Польши, Германии, Швеции, Финляндии, Словакии, Венгрии, Чехии и одна дивизия НАТО.
Один жетон у нас либо дивизия либо бригада, гекс это территории размером 32.5 километра, а один ход это одна неделя. Игра длится всего 8 ходов, поэтому игроку за Россию предстоит захватить всю восточную Европу за пару месяцев, что может быть проще. Для этой задачи ему дают 15 дивизий и 45 бригад, в то время как у игрока за Европу 11 дивизий и 56 бригад, причем часть из них расставляются не сразу, а приходят в качестве подкрепления. Российский игрок расставляется свои силы на своей территории, однако часть сил могут быть расставлены в Приднестровье, в Крыму и в Донбассе. Игрок за Европу должен расставить свои силы в соответствии с национальностью войск, только по ходу игры они смогут пересекать границы других государств.
В начале каждого хода оба игрока бросают два кубика, чтобы определить у какого игрока преимущество в воздухе, победивший игрок может размещать свои маркеры воздушной поддержки на карте, эта поддержка дает бонус к атаке и защите. После этого оба игрока начинают по очереди активировать свои стеки и выполнять ими одно из двух действий, либо атаковать либо двигаться, после чего активированные юниты переворачиваются на обратную сторону и больше не могут ходить до следующего хода. Русский игрок может еще разместить маркеры тактических ядерных ударов. Как ни странно этот маркер нельзя размещать в городах, видимо Путин еще не до конца сошел с ума и милосердие пока что ему не чуждо. Разместив маркер, бросаются два кубика, при выпадении двух единиц или двух шестерок Путин проигрывает и игра заканчивается, так что сыпать ядерными ударами не получится.
Следующая фаза это ввод подкреплений, в игру входят ранее уничтоженные войска, за исключением уничтоженных в окружении и ядерным взрывом. Тут то, как раз входят в игру самые сильные дивизии Европейцев.
Танковая дивизия ни чем не отличается от мотострелковой, разве что характеристиками, а вот штурмовые войска могут игнорировать местность и силы противника при движении, что делает их весьма подвижным инструментом. Ворваться в тыл противника и в пару ходов захватить территорию целой страны, это то чем следует заняться Штурмовым дивизиям России. Так как Российский штаб командует наступлением огромного числа войск и уследить за всеми перипетиями войны ему не удается, чтобы отобразить недостаток внимания, введены специальные жетоны командования. Игрок за Россию должен разместить маркер где происходит сражение, если он этого не делает, то войска РФ получают штраф, так как число этих жетонов ограничено то приходится выбирать где применить этот ценный ресурс.
Вот практически и все правила. Их тут очень немного и они максимально просты. 12 страниц рулбука это пережевывание очевидных вещей. Причем тут даже нет, казалось бы обязательных, механик, вроде окружения, снабжения, несколько уровней потерь, движения вдоль дорог. Ну да ладно, есть варгеймы где правила умещаются вообще на двустороннем листочке и это не мешает им быть крутыми играми, дак что же у нас тут? Как игра ощущается?
А играется она очень весело, в первую очередь из-за темы. Наверно будь эта игра про отжиги какого-нибудь Египта в Африке, игра бы потеряла половину очарования. Эпичное спасение в последний момент обороняющегося Киева силами Польши и Германии… дорогого стоит. Так же перед игроками стоят интересные задачи, у России есть куча направлений для удара, а Европейцам не хватает сил, чтоб прикрыть все свои слабые места, а возможность ядерного удара заставляет ютиться по городам. Так же тут довольно приятный рандом, в качестве подкрепления Европейцам могут прийти разные войска, и не все они сильные, так что от партии к партии наступление будет складываться по разному.
Вообще Армия России выглядит тут весьма достойно, у нее в целом тут более высокие характеристики, и преимущество в численности, единственно кто может оказать им серьезное сопротивление это силы Германии, Польши и НАТО, но их мало, а немцы и НАТОвцы вообще выходят в качестве подкрепления. Вот и остается бедным украинцам и белорусам только тянуть время до прихода их западных партнеров.
Интересно играть за обе стороны, России дали и ядерное оружие, большое количество штурмовых дивизий и жетоны командования. Постоянно приходится решать, куда направить удар, где разместить маркеры командования, где применить тактическое ядерное оружие. За страны Европы, приходится собирать разрозненные силы, наносить контрудары, а ближе к середине игры они получают превосходство в воздухе и так как они играют, в основном, от обороны приходится с умом размещать маркеры поддержки с воздуха.
Из минусов помимо примитивности игры я бы отметил довольно странную механику окончания игры после неудачного броска на ядерный удар. Игра может закончится и после первого удара, а если везет может не закончится даже если вы усыпите радиоактивными грибами всю Европу. Понятно чего хотели добиться авторы, они хотели заставить игрока за Россию осторожно использовать свой козырь, но на деле это получилось не очень. Можно же было ввести какой-нибудь трэк угрозы ядерной войны… а получилось что после первого же провала мы просто забили на это правило. Жаль что не работают правила снабжения или окружения, применение штурмовых дивизий могло бы получиться гораздо более тактическое и осмысленное. Вообще игра получилась очень абстрактной и схематичной.
Дак что в итоге? Игра хорошо нас развлекла, шашки от мира варгеймов, играется просто, быстро и весело. Пожалуй термин пивного варгейма для этой игры очень подходит. Берем своих друзей, желательно как можно более «ватных» и незнакомых с варгеймами, поим их вкусным пивом или чем покрепче и усаживаем кидать кубы.
Если вы хотите узнать больше о подобных варгеймах вступайте в наш «Паблик о суровых варгеймах». В нашей группе много материалов по этим и еще многим другим играм. Если вы хотите ознакомиться с материалами или изготовить свой ПнП варгейм, добро пожаловать в наш архив.