Особняк Правдиной на Садовой-Сухаревской, 5 в Москве возвели в 1908 году в архитектурном стиле модерн. Авторами проекта стали зодчий Александр Антонович Галецкий и хозяин дома – Аполлос Васильевич Правдин.
Почитателям кинокартины «Место встречи изменить нельзя» этот дом известен, как место, где у входных дверей в «отделение милиции» Глеб Жеглов (Высоцкий) незаметно подбрасывает кошёлек Кирпичу (Садальский).
«Косылёк, косылёк!». Помните эту фразу, произнесенную шепелявящим карманным воришкой?
Архитектура дома
Аполлос Васильевич занимался больше коммерцией, нежели архитектурой, и построил этот дом для проживания своего семейства.
В начале прошлого века предприниматели той поры, дабы уменьшить риски в случае конфискации имущества при банкротстве, записывали недвижимость на своих жён. Именно поэтому особняк и известен, как дом Правдиной.
Архитектурное оформление особняка не было уникальным, а потому Правдина и Галецкого порой обвиняли в плагиате. Почему так вышло?
Перенесемся в немецкий город Дармштадт, где в 1898-м году Великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский – большой почитатель стиля модерн – стал спонсором и попечителем Дармштадской колонии архитекторов, выделив для нее находившиеся в его собственности земли. Цель – строительство экспериментальных домов в модерновой стилистике.
Одним из зодчих, прибывших в Дармштадт, стал австриец Йозеф Мария Ольбрих, отдававший предпочтение направлению венского сецессиона стиля модерн. Именно он является «первопроходцем» оформления парадного входа в особняк в виде заглавной буквы ? (омега) греческого алфавита. Этот же элемент мы видим и на доме Правдиной.
Еще одним участником Дармштадской колонии стал немецкий художник-модернист Ханс Кристиансен, чьи стилизованные цветки розы использовались в декоре нашего дома.
Ответом обвинителям Правдина и Галецкого в плагиате могут служить слова самого Эрнста Гессенского: «Берите и переносите проекты на местную почву!».
Из истории особняка
Семейство Правдиных жило здесь недолго и два года спустя – в 1910-м – перепродало владение представителю знатного купеческого рода Сергею Александровичу Капцову, родители которого проживали в своем особняке по улице Воронцово Поле, 12.
Помимо занятий семейным текстильным бизнесом, Сергей Александрович занимался и продажей автомобилей, причем, тюнинговых, как сегодня бы сказали: на шасси немецких авто «Opel» и «Mercedes» он устанавливал кузова, изготовленные в собственной автомастерской, и сбывал их богатым москвичам.
Капцов был и известным российским автогонщиком. Так, осенью 1912-го года он принимал участие в автогонках по маршруту «Санкт-Петербург – Москва – Севастополь» и занял первое место в одной из категорий, за что был отмечен Императорским призом.
Лихачил Сергей Александрович не только на гонках, но и в городе. И даже стал героем статьи в автожурнале «Автомобилист» за 1911-й год, где описывался его наезд на ломового извозчика. Все остались живы, лишь «водитель кобылы» получил незначительные ушибы.
Капцов вместе с женой Екатериной Ивановной (в девичестве – Брашнина) и своими детьми жили в особняке до февраля месяца 1918 года.
Сергей Александрович принял Советскую власть и даже являлся членом Малого Совнаркома при СНК РСФСР, но со временем был арестован и даже приговорен к расстрелу, который заменили 10-ю годами отсидки в исправительно-трудовом лагере. Скончался он в Москве в 1932-м от тифа. Екатерина Ивановна пережила его почти на 45 лет и ушла из жизни в 1975-м году.
Некоторое время в особняке Правдиной – Капцова находились «Кредитное общество со страховой кассой» Московского уезда. Более подробной информации о истории дома в советский период найти не удалось.
Сегодня тоже неизвестно кому принадлежит особняк и кто находится в доме №5 по Садовой-Сухаревской улице. И хотя дом имеет охранный государственный статус, при его реставрации были частично изменены изначальные внешний декор и внутренняя отделка.
Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ