В наши дни название принято понимать буквально - мол, немытая Европа кишела блохами и вшами, и использовать это обстоятельство в качестве заигрывания и посвящать этому картины было в порядке вещей. Так да не так. А действительно - почему искушает?
Что вообще происходит на картине? В центре колоритная парочка, явно склонных к друг другу.
Мадам в открытой, откровенной позе, он и она раскраснелись и так заняты друг другом, что не замечают спасающегося на обеденном столе кота. Посуда не убрана - не до того... Кота жалко. И только собаку вся эта ситуация явно веселит.
Для того, что бы расшифровать название картины , а заодно и ее смысл, следует обратиться к другим плодам творчества Жана-Батиста Патера.
Жан-Батист Патер имел счастье жить и творить в начале 18-го века во Франции, и несчастье умереть 40 лет отроду. Приверженец стиля рококо в своем веке он был довольно востребован и можно сказать знаменит. Sic transit gloria mundi .
Все сюжеты его картин довольно игривы, подстать своему веку, если не сказать фривольны:
Тепленькая пошла...
Или вот еще. На другом фоне и приодеты:
В целом понятно направление творчества. Рококо, одним словом.
И вот наконец и ключ к разгадке:
картина "Довольный рогоносец" является иллюстрацией к одноименной новелле Джованни Боккаччо в "Декамероне" .
Но в Декамероне есть еще новеллы. В одной из них, а именно седьмой, один из героев ведет долгий риторический монолог о достоинствах старости перед молодостью ( да, Бокаччо был уже немолод, когда писал эту новеллу)
Есть в этой речи замечательная фраза:
«Вы занимаетесь тем, что влюбляетесь в молодых людей и желаете их любви… Действительно, я признаю, что они с большей силой выколачивают мех, но люди более зрелые, как опытные, лучше знают, где водятся блохи…»
Если рассматривать картину в контексте цитаты из "Декамерона" Боккаччо- становится понятен зашифрованный юмор художника, ведь кавалер , тот самый Ragotin ( прелестное имечко) явно молод. И тут уж мадам как повезет. Ведь где водятся эротические триггеры людям постарше , не портящим борозду, по мнению автора известно куда лучше.
Вот такой он - игривый, раскованный, эрудированный и блохастый 18-ый век.)