.
Северные люди - прежде всего люди воли, и принципов, и мужество северных людей – мужество крепкой дисциплины, организованности, коллективной и личной воли, и самоотверженности. А мужество испанских конквистадоров – иное, это мужество личной страсти, не столько мужество характера, (как это можно сказать о немцах), сколько, мужество темперамента. Разумеется, у южных и северных народов - разная чувственность, и духовность, (как впрочем, и разные искусства.) Если южные народы - лучшие создатели жанра живописи, (как искусства визуального), немцы лучшие создатели искусства "не визуального", (например, музыки.) Южные народы, более религиозны, северные более философичны. В этой небольшой статье, я коснусь, вкратце, темперамента южного и северного, на примере чувств, психологии, и культуры. Первое ,что хочется сказать, северным народам свойственны не только прямота и принципиальность, но и сентиментальность, (что и отличает, например, немцев, от итальянцев.) Северные народы, более сентиментальны, чем, страстны, когда как, напротив, южные народы, более страстны, чем сентиментальны (или, в редком случае, скорее томны, чем сентиментальны), может быть, именно, поэтому, северным народам, более присущ Романтизм. Что служит историческим объяснением возникновения явления Романтизма, на Севере?
Мистицизм южных народов - скорее, мистицизм религиозный, (а не чисто-философский.) А люди Севера (как я, уже, писал, выше), люди долга, и воли, и отсюда, их пассивность в области чувственного, (коей, и является сентиментальность немцев, например.) Абстрактность же мышления немцев, в сочетании с некоторой мечтательностью, создали в их взаимосвязи, с одной стороны Мистицизм, с другой стороны, Романтизм. То есть, повторяя сказанное выше, страстность - род чувственности активной, а сентиментальность - род чувственности пассивной. Первое - свойственно южным народам (испанцам, итальянцам, португальцам, латиноамериканцам), потому, что, этих людей ведет страсть., и в то же время, создает тип мачо, который по своему привлекателен, и даже, красив, (например, можно вспомнить, актера и певца Адриано Челентано.) У северных же народов, активна не страсть, а дисциплина и воля , и в то же время, все, то, что Кант определял как "флегму", говоря о немцах. Под флегмой Кант подразумевал, медлительность, уравновешенность, и дисциплинированность.
Речь не только о психическом, но и о культурном становлении.
Пассивность чувств, с одной стороны, рождает Сентиментализм, (свойственный немцам), ибо Сентиментализм и есть род чувственности пассивной, а с другой стороны, Романтизм. Что такое Романтизм, откуда он взялся у таких рассудочных немцев? Возможно, от невозможности проявлять свои чувства в жизни. Невозможность проявить свои чувства в жизни, и создала некоторую северную мечтательность, и Романтизм, свойственные северным народам -(немцам и англичанам), как и альтернативную возможность - свои чувства проявить не в жизни, а в искусстве. Поэтому, Ницше, так мечтал о духовном Юге в культуре для немцев, (один из ведущих мотивов у Ницше - как северного Романтика.)Немецкий Романтизм воплощал, прежде всего, поиски духовного Юга на географическом Севере.
Отсюда и тяга Германии к Франции.
Спор о том, какие народы лучше – (нравственнее, благороднее, развитее) , южные, или северные, спор на самом деле древний, открытый отнюдь не немцами, а римлянами времен Юлия Цезаря, столкнувшимися в древними племенами германов, и оставившими о последних весьма лестную, высокую оценку. Однако, рассуждая в манере Дэвида Юма, (который, соглашался лишь отчасти с тем, что южные языки более мелодичны, а северные более обрывисты и резки, приводя в качестве возражения такой теории - резкий, арабский язык), классические немцы средневековья, или прошлого столетья, куда, в большей мере, были похожи на древних римлян, чем например, нынешние итальянцы, не говоря о том, что современные испанцы, все меньше и меньше, напоминают испанцев воинственных и диких. Этому могли быть и чисто исторические причины.
Кстати, причина популярности А.Челентано (при временах СССР), проста.
В России не было никогда типа мачо. Высоцкий - не мачо, мачо это Челентано , или Брандо. Быть мачо не плохо, а хорошо. Другое дело, что мачо продукт Южной Европы, а не России, Германии, или, даже, Кавказа. Мачо, это, либо испанский, либо латиноамериканский мужчина, наконец, итальянский. Мачо, прежде всего, страстен и храбр, (страстен, как в любви к женщине, так и в бою с соперником), но эта страсть, настоенная, культурно столетьями, через католицизм.
Например, Дон Жуан - мачо.
Мачо, что-то противоположное жлобу. Мачо знает себе цену, одевается недорого, но с шиком (шляпа, плащ), держится очень уверенно, а еще, что многие мачо обожают, это носить ослепительно- белые сорочки. Если мачо признается кому-то в любви, делает он это, более, чем страстно, но никогда не скатится в пафос, (прежде всего потому, что у южных народов Европы, страсть это культура, а не непросветленный инстинкт. )
Мачо, это сила его страсти, а не пафоса.
Конечно, глупо Бродского упрекать в мачизме, (как это, делала литературовед и поэт Елена Фанайлова), мачизма у Бродского, никогда не было, хотя и была, временами, какая та грубость в отношении к женщине (особенно в его поздних стихах) . Мачизм, все таки, род дикой, южной, но окультуренной мужской силы. Бродский же не Данте, и не Горсиа Лорка, простите. Хотя, и лунный Лорка , конечно же не воплощал тип мачо.
По этой же причине, глупо и из Высоцкого делать мачо.
Какой из Высоцкого мачо, в его отношении к женщине , да и к жизни? Если признаться, даже не взирая на его мужское начало, и настоящую силу характера, (эти черты у Высоцкого не отнимешь) мачо из Высоцкого, никакой. Настоящий мачо, это Адриано Челентано.
В чем настоящий мачо узнается?
Мачо ощущается не столько в надрыве голоса, сколько в особенных мужских , властных нотках в интонациях, и хотя мачо и страстен, подлинный мачо, ощутим не столько в страсти, сколько я бы сказал , в некоторой обаятельной «отвязности» мужской страсти, которой никогда не было у Высоцкого, но всегда была у Челентано.
И взгляд у мачо другой, совершенно, не такой как у Высоцкого.
Взгляд настоящего мачо, жгучий, и обжигающий, ибо, как южный европейский тип, мачо солнечен.В нем не может быть сумрачной суровости Высоцкого. Суровость мачо - страстна и солнечна. Подлинный мачо, это с одной стороны собственник и самец, с другой стороны романтик, и страстный католик по своему культурному типу.
Не следует забывать, что мачо это не одна природа, мачо это культура.
Впрочем , нужно заметить, что Челентано никогда под мачо не косил, (ибо всегда им был), скорее даже иронизировал над этим своим началом как гениальный артист и культурный человек. Как не следует забывать и того, что Высоцкий – культура русского (советского) Севера. В этом смысле Высоцкий и Челентано, являют противоположности. Хотя, как противоположностей, их и нечто роднит, как особенных людей с гитарой
Наконец, воплотил тип мачо и актер Брандо.
Подлинный мачо, это с одной стороны собственник и самец, с другой стороны романтик, и страстный католик . Впрочем , к сказанному выше , можно так же, заметить, что Адриано Челентано никогда под мачо не косил, (ибо всегда им был), скорее даже иронизировал над этим своим началом как гениальный артист и культурный человек.
Однако, это говоря об Италии.
Говоря же о России, в России мода на мачо совпала, вначале, с популярностью итальянской эстрады, (говоря о 80х), а затем и латиноамериканских сериалов у домохозяек (в период бедности начала 90х), с их страстными, и прямыми в речах, южными красавчиками. С этих сериалов и пришла настоящая мода на образ мачо, правда, на короткое время.
Образ Мачо в России так и не прижился, хотя, правильнее сказать, не удался.
То есть, в России удался один мачо, и то, скорее, в комедийном смысле. Это, наш популярный радиоведущий Дмитрий Нагиев, который и явил людям некоего комедийного мачо, что ему с блеском и удалось. А еще молодой Влад Сташевский косил под мачо, вызывая любовь несовершеннолетних телезрительниц в 90х.Кстати, еще, актер Машков косил под мачо, (даже, намного удачнее Сташевского, и Нагиева.)
В меру им это удавалось.
Хотя, подлинный мачо, скорее, первозданно дикий, (а не вульгарный) образ, но и прошедший со своими инстинктами через некое культурное, историческое , и даже, религиозное поле. Мачо продукт южного, жгучего Католицизма (времен Инквизиции и Рыцарства). То есть, образ Мачо, на самом деле, продукт, весьма специфической культуры.
Этого и не следует забывать.
Вспоминаю, как на концерте латиноамериканской музыки, вышел красивый молодой кубинец.И как запел в полную силу любовный романс (более, чем просто чувственно, или просто, страстно), и при этом, его исполнение не было смешным, а было очень красивым. То есть, его страсть пробила любой защитный барьер (даже, мой, как человека, к страсти относящегося, весьма скептично.)Это было очень красиво, и меж тем очень сильно.
Какая- та сила шла от этого кубинца.
Это, и есть пример мачо. Мачо это не инстинкты, а особенная культура, и прошедший через исторически-культурную избирательность мужской тип. Например, актер Бандерас - это мачо, или, Сталонне в роли Рембо. А в истории Кубы, Чегевара - конечно же, классический тип мачо.
Мачо в меру дик, в меру деловит, но прежде всего, страстен.
Но страстен, в том смысле, в котором страсть, уже не инстинкт, а культура (культура Юга Европы.) Как таковой, мачо благородный, мужественный, привлекательный и прямой тип. Однако, в России этот тип искать глупо по той причине, что Россия не культура страсти. Это - северная культура (более, романтично-сентиментальная, чем страстная.)
На самом деле, мне нравятся и те и другие типы.
Но я точно знаю, что мачо в России не встретишь. Скорее встретишь жлоба (который пассивен, груб, и косен в своей силе), или гопника, когда как, настоящий мачо не бывает косным, и пассивным. Мачо активен, но не косен. Мачо весь – как один нерв. И сила и страсть мачо, (как уже упоминалось в этой статье) окультурены, потому подлинный мачо и обаятелен.
Чистые же славяне как и немцы люди Севера, люди нордичные.
Северный, а тем более русский человек не должен стремиться походить мачо. В идеале он должен быть человеком долга, веры или любви, с благородным, и стойким, хотя и более мягким чем у немца, сдержанным темпераментом. Русский человек может быть разным, а если говорить в идеале русский человек должен быть немного святым.
Правда, (повторюсь)это говоря в идеале.
Есть много славян, похожих на немцев (или, норвежцев) и наоборот, и среди немцев есть люди похожие на славян. Однако, у России и у Германии разный Север. В немцах было больше философской, мужественной духовности, а у славян любви и веры. Иными словами говоря, у германского Севера нет Юга – как его Иного.
А вот у русского, славянского Севера всегда был Юг.
Немецкий Север есть Север полярно-звездный, а русский Север, в конце концов, это роза Богородицы, взошедшая в снегу. Это цветы веры, взошедшие на наших снежных покровах.
Наконец, север немцев, скорее аскетичен и суров.
А снежный Север русских, скорее, не аскетичен, а целомудренен.