РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ.
Мы рассмотрели основные направления религиозной мысли земледельческих народов и можем сделать вывод, что их мифология гораздо богаче и красочней мифологии охотничьих племен. В целом , земледельцы стоят на гораздо более высоком уровне духовного, социального и хозяйственного развития чем охотники. Давайте теперь рассмотрим мифологический и религиозный мир кочевников и скотоводов. Безусловно он кардинально отличается, и от мира охотников,и от мира земледельцев. Среда сформировавшая религиозные взгляды Арийских племен, это среда воинов и пастухов. Наибольшим богатством в кочевом обществе Ариев считались быки, их количество определяло статус владельца в обществе, большое значение придавалось личной храбрости и силе человека. Изначально Арии- скотоводы поклонялись единому божеству Высокого Синего неба. Таким богом являлся Дьяус, общий для всех арийских племен. Dyaus - небо, день. Имя этого верховного индоарийского бога указывает на его органическую связь с ясным, светлым небом. Это верховное божество было наделено сакральной властью и отвечала за все проявления связанные с небом, воздухом, ветрами и другими погодными явлениями. Функция громовержца тоже принадлежала Дьяусу , Но из-за своей удаленности от повседневной жизни человека и абстрактности, образ этого бога начал распадаться на множество отдельных проявлений, которые персонифицировались в личностях более специализированных, и при этом, более конкретных богов. Дьяус постепенно становится праздным, далеким от людей богом, уступая место на вершине божественной иерархии, молодым и деятельным богам. До наших дней слово "дьяус" в Индии обозначает день , но не несет какого либо сакрального значения. Образ верховного бога Высокого Синего неба растворился в образах тысяч других богов. Дьяус уступил свое место Варуне, молодому и деятельному богу,так же олицетворявшему небо и верховную власть, но произошло это уже в ведическую эпоху. В процессе конкретизации образов богов, главенство в арийском пантеоне занял бог-громовержец Индра. Индра буквально переполнен жизненной энергией, он могучий воин, побеждающий грозного дракона Вритру, и освобождающий небесные воды. Индру сопоставляют с быком, подчеркивая тем самым его мужскую силу. Производя гром и молнию, давая земле дождь, Индра становится средоточием космической энергии, от которой зависит жизнь всей вселенной. Будучи могучим быком, Индра оплодотворяет землю, изображаемую в виде коровы космического масштаба. Индра бог-воин, он поражает тысячи врагов, он переполнен жизненной силой, но при этом он не является творцом космоса, земли и людей, Индра лишь проводник жизненной энергии но не её источник. Могущество Индры зависит от магического напитка - Сомы. То есть, громовержец не главное божество, и бессмертен только благодаря соме, но при этом его культ становится чрезвычайно популярным среди воинов и аристократии. Он простой рубаха-парень, его действия и мотивы понятны и близки человеческому сердцу, это не тот далекий и абстрактный образ творца, Высокого Синего Неба.
Индра заслоняет собой небо, он больше земли, небесный свод - его корона, а количество сомы, которую он поглощает, чудовищно — однажды он одним глотком осушил три озера. Опьяненный сомой он убивает Вритру (дракона, запирающего воды, аналогичен мировому змею), вызывает смерчи и заставляет дрожать всю землю. Оружие Индры - молния (ваджра), которую бог метает в своих врагов, поражая их без счета.
1.Если бы Индра услышал здесь
Эту нашу двойную речь,
То, щедрый, сильнейший, пришел бы
На питье сомы с сосредоточенной мыслью.
2. Ведь это его самодержцем, быком, его для силы
Создали две половины вселенной.
И ты усаживаешься как первый среди лучших :
Ведь твоя мысль жаждет сомы...
Бог с грозной дланью, разрушитель, проломитель крепостей
Пусть услышит мой зов -
Жажда имущества, повелителя имущества
Индру
Стоумного мы зовем восхваляем....
Мы привели в действие грозного, победителя в боях,
Мстителя за вину, безобманного.
Захватчик, лучший из колесничих, он
Знает ошибку стремящегося к награде,
Которого он и настигает....
Герой-проломитель, щедрый с мощными дарами,
Связанный с геройским подвигом:
Могучи обе твои длани, о стоумный,
Которые хотят сбросить ваджру.
По моему мнению, этот гимн, один из многих, подобных, совершенно точно показывает психологию народа, сочинившего его. Мысль кочевников-скотоводов, всегда была направлена на экспансию и завоевание. Не зря Индра становится самым популярным и могущественным богом в Арийском пантеоне. Проникая на просторы восточно-европейской равнины, арийские племена огнем и мечем сминали земледельческие цивилизации. Захватив власть, воинственные скотоводы становились правящей прослойкой в мире земледельцев, ремесленников и торговцев. Земледельцы никогда в истории не могли дать достойного отпора скотоводам , слишком разный менталитет и настрой, слишком разное отношение к жизни и смерти у двух различных народов. Сильнее всего воинские союзы Ариев почитали мужское божество, повелителя молний — громовержца Индру. мифология воинственных завоевателей кардинальным образом отличалась от мифологии земледельцев и охотников. Земледельцы — почитатели Матери земли, Великой Богини, и Умирающего и Воскресающего бога, ничего не могли противопоставить громовержцу Индре и его почитателям. Конфликт между сообществами, одно из которых почитает богиню, а другое, состоящее из воинов, презирает их, стал одним из главных мотивов в мифологических системах запада. Они были суровыми воинами Арии-кочевники, варвары, завоеватели. Они приходили в культуры, которые сформировались вокруг идеи о непрерывно вращающемся космическом цикле, и тут же захватывали власть. Встреча двух культур, где в одной из них центральное место занимает женское божество, вокруг которого строится весь религиозный культ, и мужское божество выступает только, лишь в качестве оплодотворителя и другой, где бог-громовержец узурпатор и властелин, берет землю силой , без её согласия, непременно, оборачивалось крахом для первой.
Однако не Индра стал прообразом всех великих богов-громовержцев Европы: Зевс, Юпитер, Перун, Тор, все они порождения Арийской мифологии и продолжатели традиции бога громовержца Парджанья, предшественника Индры.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ.
Мы рассмотрели основные направления религиозной мысли земледельческих народов и можем сделать вывод, что их мифология гораздо богаче и красочней мифологии охотничьих племен. В целом , земледельцы стоят на гораздо более высоком уровне духовного, социального и хозяйственного развития чем охотники. Давайте теперь рассмотрим мифологический и религиозный мир кочевников и скотоводов. Безусловно он кардинально отличается, и от мира охотников,и от мира земледельцев. Среда сформировавшая религиозные взгляды Арийских племен, это среда воинов и пастухов. Наибольшим богатством в кочевом обществе Ариев считались быки, их количество определяло статус владельца в обществе, большое значение придавалось личной храбрости и силе человека. Изначально Арии- скотоводы поклонялись единому божеству Высокого Синего неба. Таким богом являлся Дьяус, общий для всех арийских племен. Dyaus - небо, день. Имя этого верховного индоарийского бога указывает на его органическую связь с ясным, светлым небом. Это верховное божество было наделено сакральной властью и отвечала за все проявления связанные с небом, воздухом, ветрами и другими погодными явлениями. Функция громовержца тоже принадлежала Дьяусу , Но из-за своей удаленности от повседневной жизни человека и абстрактности, образ этого бога начал распадаться на множество отдельных проявлений, которые персонифицировались в личностях более специализированных, и при этом, более конкретных богов. Дьяус постепенно становится праздным, далеким от людей богом, уступая место на вершине божественной иерархии, молодым и деятельным богам. До наших дней слово "дьяус" в Индии обозначает день , но не несет какого либо сакрального значения. Образ верховного бога Высокого Синего неба растворился в образах тысяч других богов. Дьяус уступил свое место Варуне, молодому и деятельному богу,так же олицетворявшему небо и верховную власть, но произошло это уже в ведическую эпоху. В процессе конкретизации образов богов, главенство в арийском пантеоне занял бог-громовержец Индра. Индра буквально переполнен жизненной энергией, он могучий воин, побеждающий грозного дракона Вритру, и освобождающий небесные воды. Индру сопоставляют с быком, подчеркивая тем самым его мужскую силу. Производя гром и молнию, давая земле дождь, Индра становится средоточием космической энергии, от которой зависит жизнь всей вселенной. Будучи могучим быком, Индра оплодотворяет землю, изображаемую в виде коровы космического масштаба. Индра бог-воин, он поражает тысячи врагов, он переполнен жизненной силой, но при этом он не является творцом космоса, земли и людей, Индра лишь проводник жизненной энергии но не её источник. Могущество Индры зависит от магического напитка - Сомы. То есть, громовержец не главное божество, и бессмертен только благодаря соме, но при этом его культ становится чрезвычайно популярным среди воинов и аристократии. Он простой рубаха-парень, его действия и мотивы понятны и близки человеческому сердцу, это не тот далекий и абстрактный образ творца, Высокого Синего Неба.
Индра заслоняет собой небо, он больше земли, небесный свод - его корона, а количество сомы, которую он поглощает, чудовищно — однажды он одним глотком осушил три озера. Опьяненный сомой он убивает Вритру (дракона, запирающего воды, аналогичен мировому змею), вызывает смерчи и заставляет дрожать всю землю. Оружие Индры - молния (ваджра), которую бог метает в своих врагов, поражая их без счета.
1.Если бы Индра услышал здесь
Эту нашу двойную речь,
То, щедрый, сильнейший, пришел бы
На питье сомы с сосредоточенной мыслью.
2. Ведь это его самодержцем, быком, его для силы
Создали две половины вселенной.
И ты усаживаешься как первый среди лучших :
Ведь твоя мысль жаждет сомы...
Бог с грозной дланью, разрушитель, проломитель крепостей
Пусть услышит мой зов -
Жажда имущества, повелителя имущества
Индру
Стоумного мы зовем восхваляем....
Мы привели в действие грозного, победителя в боях,
Мстителя за вину, безобманного.
Захватчик, лучший из колесничих, он
Знает ошибку стремящегося к награде,
Которого он и настигает....
Герой-проломитель, щедрый с мощными дарами,
Связанный с геройским подвигом:
Могучи обе твои длани, о стоумный,
Которые хотят сбросить ваджру.
По моему мнению, этот гимн, один из многих, подобных, совершенно точно показывает психологию народа, сочинившего его. Мысль кочевников-скотоводов, всегда была направлена на экспансию и завоевание. Не зря Индра становится самым популярным и могущественным богом в Арийском пантеоне. Проникая на просторы восточно-европейской равнины, арийские племена огнем и мечем сминали земледельческие цивилизации. Захватив власть, воинственные скотоводы становились правящей прослойкой в мире земледельцев, ремесленников и торговцев. Земледельцы никогда в истории не могли дать достойного отпора скотоводам , слишком разный менталитет и настрой, слишком разное отношение к жизни и смерти у двух различных народов. Сильнее всего воинские союзы Ариев почитали мужское божество, повелителя молний — громовержца Индру. мифология воинственных завоевателей кардинальным образом отличалась от мифологии земледельцев и охотников. Земледельцы — почитатели Матери земли, Великой Богини, и Умирающего и Воскресающего бога, ничего не могли противопоставить громовержцу Индре и его почитателям. Конфликт между сообществами, одно из которых почитает богиню, а другое, состоящее из воинов, презирает их, стал одним из главных мотивов в мифологических системах запада. Они были суровыми воинами Арии-кочевники, варвары, завоеватели. Они приходили в культуры, которые сформировались вокруг идеи о непрерывно вращающемся космическом цикле, и тут же захватывали власть. Встреча двух культур, где в одной из них центральное место занимает женское божество, вокруг которого строится весь религиозный культ, и мужское божество выступает только, лишь в качестве оплодотворителя и другой, где бог-громовержец узурпатор и властелин, берет землю силой , без её согласия, непременно, оборачивалось крахом для первой.
Однако не Индра стал прообразом всех великих богов-громовержцев Европы: Зевс, Юпитер, Перун, Тор, все они порождения Арийской мифологии и продолжатели традиции бога громовержца Парджанья, предшественника Индры.