В период с 1840 по 1860 г.г. французский флот переживал настоящий ренессанс. Даже старый соперник – британцы, позднее были вынуждены признать техническое превосходство французского флота над английским. В 1841 году французам удалось создать первый в истории боевой 20-пушечный колёсный пароходофрегат «Гомер», использующий в качестве движителя гребное колесо.
Однако, буквально в течение нескольких лет, на смену гребному колесу пришёл винтовой движитель, открывший широчайшие возможности для применения паровой тяги на военном флоте. Кроме того, опыт эксплуатации парусно-паровых маломерных судов и кораблей лёгкого типа (фрегатов и корветов) показал полную несостоятельность опасений адмиралов связанных с паровыми машинами (повышенную пожароопасность, большой расход топлива, полную потерю хода в случае поломки механизмов).
К середине XIX века французы начали в массовом порядке переделывать боевые парусники в парусно-винтовые суда. Это оказалось гораздо проще и значительно дешевле, чем постройка нового корабля. Корпус судна разрезали пополам, делали деревянную вставку, для размещения механизмов. Котлы и машины располагали под ватерлинией, что освобождало от необходимости в приёме балласта. В отличие от гребного колеса винтовой движитель не «съедал» полезную артиллерийскую нагрузку, что позволяло значительно увеличить количество орудий на корабле. Дымовые трубы, чтобы они не мешали манипуляциям с парусным вооружением, делали телескопическими.
Тем не менее, даже такие колоссальные изменения в конструкции и приводе кораблей некоторые считали топтанием на месте. В 1847 году французский кораблестроитель Дюпюи де Лом предложил революционный проект 90-пушечного парового линкора. Корабль строился в течение нескольких лет и, после целой чреды переименований («принц де Жуанвиль», «Президент», «24 Февраля») в 1852 году вошёл в состав французского флота под громким названием «Наполеон».
Парусно-винтовой линейный корабль 2-го ранга «Наполеон» благодаря изящным обводам, многочисленным техническим новшествам и огневой мощи считался французами самым совершенным кораблём своей эпохи. Как говорили в те времена: «Это было сочетание смелости и рассудительности». Длина корабля составляла 78 метров, ширина 17 метров. Статный красавец «Наполеон» обладал хорошей мореходностью и оказался прекрасным ходоком под парусом. Установленные на корабле две паровые машины мощностью 900 л.с. позволили в ходе испытаний «под парами» показать небывалую по тем временам для крупных судов скорость – 13,5 узлов (около 25 км/ч). Экипаж линкора составили 910 хорошо обученных матросов и офицеров.
На трёх палубах «Наполеона» было размещено 90 орудий. Причём часть из них представляли собой бомбические пушки системы Пэксана. Разрывные боеприпасы таких орудий обладали чудовищной поражающей способностью. Разрыв одной бомбы проделывал в борту деревянного корабля брешь площадью более одного квадратного метра. На дистанциях до километра деревянному кораблю хватало 20-25 попаданий чтобы быть потопленным. На практике разрушительная сила таких орудий была проверена русским флотом в Синопском сражении. Турецкая эскадра была уничтожена буквально за два часа. Многочасовые артиллерийские дуэли, в ходе которых корабли могли гвоздить друг друга ядрами (причём без особого успеха) ушли в прошлое.
Однако, несмотря на восторженные отзывы, корабль обладал целым рядом недостатков, как раз вытекающих из его положительных качеств. Прежде всего это высокая стоимость строительства и эксплуатации, связанная с большим износом деталей машин и гребного вала. Работа механизмов приводила к высокой вибрации корпуса, в связи с чем, корабль преследовали постоянные течи. За высокую скорость пришлось расплачиваться малой автономностью плавания – три месяца, вместо установленных во французском флоте шести. За счёт полезного внутреннего объёма пришлось изыскивать пространства для размещения угольных бункеров, при всём том, что самого угля хватало только на 9 дней поддержания полной скорости. Интересно, что именно автономность плавания стала одной из важнейших причин скептического отношения англичан к парусно-винтовым кораблям. Им приходилось контролировать огромные морские пространства, а оборудованных портов, якорных стоянок и мест для бункеровки было ещё крайне мало. Кроме того, парус представлялся им более надёжным средством передвижения.
По иронии судьбы, предназначенный для схваток с англичанами, линейный корабль «Наполеон» принял боевое крещение в Крымскую войну 1853-1856 г.г. находясь в составе союзного флота.
Обеспокоенные возможностью действий русской эскадры против Константинополя, 22 октября 1853 г., союзники двинулись вверх по проливу Дарданеллы. Парусные корабли шли на буксире. Однако встречное течение было таким сильным, что большинство судов прекратили буксировку ещё до того, как вошли в проливы. Успехом закончились лишь две попытки – линкор «Наполеон» взяв на буксир 114-пушечный флагман «Виль де Пари» со впечатляющей лёгкостью преодолел пролив, а колёсный пароходофрегат «Гомер» отбуксировал 82-пушечный линкор «Иена». Всем остальным пришлось ждать благоприятного ветра, чтобы пройти проливы.
Даже будучи союзниками, английские и французские моряки никогда не скрывали своего соперничества. Французы старались использовать любую возможность чтобы утереть нос англичанам. Успех «Наполеона» позволил им наконец-то унизить англичан по-настоящему.
В ходе осады Севастополя линкор «Наполеон» принимал участие в бомбардировке русских укреплений. Несмотря на то, что наличие парового двигателя позволяло занимать безопасные позиции, русским артиллеристам удавалось добиться значительного количества попаданий по кораблю. Так, уже в первую бомбардировку 5 (17) октября 1854 г. «Наполеон» был осыпан градом ядер и, получив тяжёлое повреждение ниже ватерлинии, под угрозой затопления паровой машины, был вынужден с креном выйти из боя.
Помимо обстрела русских фортов, важнейшей задачей винтового линкора являлась буксировка парусных судов и их расстановка для ведения огня. Но, как оказалось, основным противником «Наполеона» в ходе осады стали не русские артиллеристы, а несовершенные паровые машины. В результате интенсивной эксплуатации оборудования обострились механические проблемы, ситуацию усугубляли постоянно возникающие течи и повреждения, полученные в ходе боевых действий. Так и не дождавшись окончания осады, корабль был отправлен во Францию для ремонта.
Несмотря на сказанное, опыт эксплуатации парусно-винтового линейного корабля «Наполеон» был признан положительным и оправдывающим самые смелые ожидания. Тем более, что Морское министерство скрыло возникшие в ходе эксплуатации проблемы. Конструктору Дюпюи-де-Лому удалось добиться решения о закладке целой серии парусно-винтовых линейных кораблей. Причём они должны были быть ещё более быстроходными и обладать более совершенными, лёгкими и надёжными паровыми машинами. Фактически это решение ознаменовало конец эпохи парусного флота.
Тем не менее, даже для такого богатого государства как Франция строительство и содержание целого флота «Наполеонов» было довольно затратным делом. Морское министерство определило построить 14 новых быстроходных парусно-винтовых линкоров, а ещё 33 корабля ввести в строй путём переделки из парусных судов. Количество кораблей рассчитывалось из того, что один «Наполеон» мог спокойно буксировать два корабля сходного водоизмещения. Однако в полной мере эти планы так и остались не реализованными.
Уже в 1857 году французы приостановили строительство кораблей, когда неутомимый Дюпюи-де-Лом предложил новый проект броненосца, делавший бессмысленным дальнейшее строительство деревянных парусно-винтовых судов. Спущенный на воду в 1859 году броненосец «Глуар» («La Gloire») сразу перевёл линкор «Наполеон» и его систершипы в разряд безнадёжно устаревших. Тем не менее, корабль ещё длительное время находился в составе французского флота и был списан на слом только в 1880 году.
Интересно, что англичане, находясь под впечатлением действий «Наполеона» в Крымскую кампанию и, смутно представляя характеристики «Глуара», в 1860 году продолжили массово строить деревянные парусно-винтовые линейные корабли, пытаясь обеспечить себе полное превосходство по количеству судов. Британское Адмиралтейство без особого труда выиграло гонку, так и не поняв, что французы уже двинулись другом направлении и соревноваться было просто не с кем.
Для любителей-маринистов добавлю ещё несколько репродукций:
В продолжение темы, хочу предложить Вам ещё статьи о парусном флоте:
ТУРЕЦКИЙ "ВАРЯГ". ПРОРЫВ ПАРОХОДА "ТАИФ"
ДОРОГУ ДИЛЕТАНТАМ. КАК СОЗДАВАЛАСЬ ТАКТИКА ПАРУСНОГО ФЛОТА
ПРО ПЬЯНСТВО И РАЗГРОМ "ЗОЛОТОГО КОНВОЯ"
ОХОТА ЗА "СЕРЕБРЯНЫМ ГАЛЕОНОМ"
ПОТЕРЯТЬ "КОРОНУ", "МЕЧ" и "ДЕРЖАВУ"
ГАЛЕОНЫ ПОД БЕЛЫМ ОРЛОМ. ГРОМКАЯ ПОБЕДА ПРИ ОЛИВЕ
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КОРАБЕЛЬНЫХ ФЛАГАХ
"КОРОТЫШКА" ЛЮКА. САМЫЙ БОЕВОЙ КАПИТАН ФРАНЦУЗСКОГО ФЛОТА
ГИБЕЛЬ ГЕРОЯ. КАПИТАН АРИСТИД ДЮПТИ-ТУАР
ЗА ЧТО РАССТРЕЛЯЛИ АДМИРАЛА БИНГА?
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.