До встречи, поэт! После сорока дней я написала статью, которую разместили на одном из официальных ресурсов нашей организации писательской. В вольном стиле. Вот она, мысли в память.
И добавление: про то, что на сорок дней пошёл снег....
Я написала пост на фейсбуке в мае на сорок дней:
А в ближайшем Подмосковье..на границе..в Опалихе..зима. Это Евтушенко белыми снегами прощается. 40 дней. Царствие Небесное.
Идут белые снеги...
Опекать пошел нас оттуда..коллега! В Вечность пошел. Совпадение?
Отнюдь.
===================
Да, много мистики тогда произошло, символических знамений, ответов, посылов, весточек. Словно попросил этот снег и получил в подарок после мытарств...
Значит, всё хорошо будет с Россией?.. Ведь стихи и о ней тоже, прежде всего - о ней, о родной нашей....
------------------------------------------
Игорь Волгин тоже заметил про Снеги. И Константин Кедров. Вспомнили мы все вместе Евгения Александровича. И прочих. И о живых задумались...
Все дальнейшие цитаты из книг и открытых источников, повторяются в разных местах, и сама - моя статья:
Итак...
До встречи, Поэт!
- статья в вольном стиле -
В Москве простились с Евгением Евтушенко
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
Евгений Евтушенко
1 апреля 2017 года, словно плохая шутка Вселенной – событие мирового значения: не стало одного из самых ярких и противоречивых выпускников Литературного института имени А.М. Горького – поэта, актера, режиссера, публициста, общественного деятеля – Евгения Александровича Евтушенко. Клуб выразил на Фейсбуке в своей группе соболезнование его близким и всем нам, сообща данную печальную новость и, вспомнив о том, что Евгений Евтушенко был поистине талантливым человеком.
Взяла не самое хрестоматийное, а наугад, и, словно его голос, - он еще тут!
Зашумит ли клеверное поле,
заскрипят ли сосны на ветру,
я замру, прислушаюсь и вспомню,…
что и я когда-нибудь умру.
Но на крыше возле водостока
встанет мальчик с голубем тугим,
и пойму, что умереть — жестоко
и к себе, и, главное, к другим.
Чувства жизни нет без чувства смерти.
Мы уйдем не как в песок вода,
но живые, те, что мертвых сменят,
не заменят мертвых никогда.
Кое-что я в жизни этой понял,—
значит, я недаром битым был.
Я забыл, казалось, все, что помнил,
но запомнил все, что я забыл.
Понял я, что в детстве снег пушистей,
зеленее в юности холмы,
понял я, что в жизни столько жизней,
сколько раз любили в жизни мы.
Понял я, что тайно был причастен
к стольким людям сразу всех времен.
Понял я, что человек несчастен,
потому что счастья ищет он.
В счастье есть порой такая тупость.
Счастье смотрит пусто и легко.
Горе смотрит, горестно потупясь,
потому и видит глубоко.
Счастье — словно взгляд из самолета.
Горе видит землю без прикрас.
В счастье есть предательское что-то —
горе человека не предаст.
Счастлив был и я неосторожно,
слава богу — счастье не сбылось.
Я хотел того, что невозможно.
Хорошо, что мне не удалось.
Я люблю вас, люди-человеки,
и стремленье к счастью вам прощу.
Я теперь счастливым стал навеки,
потому что счастья не ищу.
Мне бы — только клевера сладинку
на губах застывших уберечь.
Мне бы — только малую слабинку —
все-таки совсем не умереть.
И сейчас в качестве некролога от Клуба, а в большей степени от себя лично, так как у этой статьи есть конкретный автор (чтобы не обобщать сказанные здесь мысли) – я хочу сказать ему спасибо за все. Не многие знают, что, несмотря на то, что у Евтушенко «все было», его стали активно вытеснять из пространства культуры и литературы, когда почувствовали, что влияние его Слова увеличивается на умы, особенно молодых людей. Об этом говорили и говорят его современники – абсолютно разные люди. Знаменитая история Эльдара Рязанова о том, что его поставили перед фактом – не снимать Евтушенко в роли Сирано Де Бержерака, из-за чего – принципиальный Рязанов отказался от своей идеи вообще: «Либо Евтушенко, либо никто!» Постепенно была поставлена задача для критиков и цензоров. В свое время Есенину дали зеленый свет, а потом свели в могилу и запретили совсем. Евтушенко вовремя уехал. Но травля не закончилась. Он очень любил свою страну и продолжал впоследствии приезжать и жить на два государства. Вся его поэзия пропитана любовью к Родине.
К сожалению, нас часто учили даже в Литинституте (хоть тоже не всегда и не все), что ему все дали – стадионы и прочее. Все верно, но до поры до времени. Как и Маяковскому, который все-таки больше приспосабливался. Но почему-то миф иной. А все потому, что нам очень хорошо промыли мозги. И я во все это верила. А потом просто читаешь разное. И, главное, слышишь из первых уст свидетелей. А также начинаешь сопоставлять факты. К тому же – наследие Евгения Александровича гораздо глубже, чем тогда хотели нам представить (что было тоже заданием ЧК), и тот же миф о том, что он с ними сотрудничал. А Маяковский? Горький? Нет пророка в своем Отечестве. Да, было много талантливых поэтов и артистов, которым не давали стадионов. Но это дело судьбы. Кто-то пишет в стол, и его открывают спустя сто лет. Кто-то хорошо начинает и пропадает, но его тоже могут обнаружить потом. Рукописи не горят. И ничего не проходит бесследно. Банально, но факт. Нужны России разные поэты. Но у всех одна миссия.
А интриги и дрязги чести никому не делают. И утверждать о человеке то, что не видел сам (и то могут быть ситуации, когда увиденное понимается иначе, и, наоборот), - по меньшей мере, глупо, а по большей – грешно. Не клевещи и не суди. Это не выносит ни одна религия. И ни один моральный кодекс. Да и просто человеческая душа. Евтушенко создал несколько знаковых вещей. Среди которых были его любимые визитные карточки, как у любого большого поэта. Пушкин никого не оскорблял, не касался интриг и дара другого человека. Пора и нам стать выше и мудрее. Я никогда не называла его любимым поэтом, однако, в каждом поэте – для меня лично – есть то, что отвечает нашей общей миссии. Давайте будем добрее и справедливее, объективнее, пока не ушли на тот свет, где придется отвечать за все. И, не зная обстоятельств жизни человека, на какие-то вещи можно закрыть глаза и подождать. Бог уже встречает Евгения. Поэты не уходят навсегда. Они молятся за мир, за всех нас, таких порой жестоких. А на Земле делают это в стихах или посредством стихов.
Вспомним молодого Евтушенко. Столько статей о нем сейчас. И много раньше. Вспомним его недавнего. На похоронах говорили правду – и о том, как его запрещать начали, и это же в других кругах говорили. И о том, как он любил Родину и переживал за всех. И о том, как он много успел сделать и не успел. И о том, как он любил помогать людям, и многим помог. А это говорит о его личности больше всех домыслов. Люди благодарили поэта, люди плакали, несли цветы от метро. Толпа не прекращала увеличиваться. Более ста СМИ присутствовало. А людей было столько, что пришлось продлить время прощания. И студенты тоже были, по крайней мере, мои товарищи, и некоторые молодые выпускники Литинститута, кто смог прийти. Я, впрочем, была за всех. Простой народ тоже был. Я лично – свидетель. Это притом, что сейчас мало кому, что надо. И рабочий день, рабочее время. Много было людей из элиты, кто ранее на отпевании не было, либо еще раз пришел, на гражданскую панихиду. А после ЦДЛ поехали в Переделкино. Чтобы похоронить Евгения Александровича рядом с Пастернаком – по его завещанию. И рядом с его первой женой Беллой, другом Андреем. Ведь они тоже обрели покой именно там. Семья и близкие, разные известные личности – очень переживали, конечно. Ушел родной человек. И ушла целая эпоха. Параллельно ушли Георгий Гречко, Кирилл Ковальджи – совсем недавно. Это великие имена. Можно молиться за них и всех почивших недавно и давно, ведь скоро Православная Пасха.
Я хотела много написать о творчестве Евгения Александровича: поэтическом, в кино, на сцене… Однако, в следующий раз. Мы благодарны ему. И очень важное дело осуществил преставившийся – собрал Антологию 10 веков Русской Поэзии. А это дорогого стоит. Он решил откопать и увековечить и малоизвестных, и совсем неизвестных авторов. Судьба дала ему славу, а они могли ее тоже получить. И благодаря широте своей души – Евгений Евтушенко – помог им в этом – после их смерти. Он взял печатать многих юнцов из Литинститута. И у меня тоже взял подборку, за что ему благодарна. И не важно – успел ее включить в Антологию или нет. Надеюсь, что дело продолжат его родные и коллеги-друзья. Он мечтал, что эта Антология будет в каждой школе и библиотеке по России и вне ее. Может, так и будет. И продолжат ее тома. И наш Клуб давно старается тоже сделать нечто подобное, с другой точки зрения, однако, цель одна. А Евтушенко – априори – член нашего Клуба и активист.
Он мечтал много еще сделать. Может, что-то сделают за него или вместо него. Ему, думаю, важен был результат, а слава у него и так была. Не каждый будет заниматься собирательством чужих судеб и рукописей, стараясь показать все самое яркое, что досталось от этих людей в руки. Это благородно с точки зрения всех религий и мировоззрений, кроме антигуманистических. За то я кланяюсь этому человеку. Хотя бы даже если он сам не был поэтом.
У нас люди живут в эпоху мифов и дезинформации. А когда ты читаешь и вникаешь, когда сам лично слышишь из уст свидетелей, когда видишь эти горящие глаза, это желание помочь всем и каждому – все понимаешь сердцем, а не навязанными снобистскими мыслями других людей. Поэты часто привыкли возноситься над другими или делить всех на разные лагеря. Я в корне с этим не согласна. Мы из одной касты, и должны сплотиться в имя общей миссии, и таким был Евгений Евтушенко. Во многом недооцененный. Конечно, какой-то яркий, уверенный в себе внешне – парень – с прищуром – и искрой в глазах, раскрывающий – словно крылья и объятия – руки, читающий громко и ярко – раздражал какие-то силы.
На похоронах 11 апреля, в ЦДЛ на гражданской панихиде, в главном зале, на главной сцене – в том числе - говорил Сергей Никитин о малоизвестном факте, что Евтушенко попросили придумать слова на вальс Андрея Петрова из «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова - уже после кино. И он сделал «на слабо». Не сначала записала, жаль. А также читали отрывки из неизвестного Евтушенко. Запомнилась строчка - примерно: «как нательный крестик – ты любви не рви».
Встретила Андрея Дементьева – тоже наш выпускник. И многих коллег. В том числе – члена нашего Клуба – Бориса Рябухина, который был среди приглашенных выступающих, прочел свое стихотворение памяти Евтушенко и подарил его «Жене».
«А в фойе продолжается прощание с Евтушенко, много народа - брифинг, а на улице толпы москвичей на правом и левом тротуаре продолжают стоять, хоть гроб направили в Переделкино. Всех держит слово поэта - "Евтушенко"!» - Б.К. Рябухин.
Борис Рябухин
ЗА СОТНЮ ЛЕТ
Памяти Евгения Евтушенко
Так редко гении уходят,
По одному – за сотню лет.
Что, долго могут жить в народе?
И в памяти – их вечный след?
Нет! Гениев рождают редко,
Народом целым сообща.
И держат в сраме их, и в клетках,
Как гениальность им прощать?
1 апреля 2017
Наталья Шахназарова
Евтушенко, любившему снег и..Россию
Завывает вьюга, зазывает.
Ты ее не слушай, а молись.
Знаешь..на Земле ведь так бывает..…
Те почили..., эти родились.
Знаешь..на Земле все очень просто:
Ты однажды понимаешь снег,
Он тебя запомнит, на погосте
В одеяло твой укутав век.
1 апреля 2017
А мы ведь еще раз могли увидеться – теперь только вне времени, ведь он следит за нами, и с нами, как и все почившие. Мы могли пересечься в Лавке писателей на Кузнецком мосту, где он продолжал свою традицию – уличных выступлений у Лавки. А я открывала следующий сезон – от молодых.
Самое мистическое то, что 1 апреля, еще не зная, что Евгений Евтушенко умер, я написала следующий стих, где подсознательно отсылку сделала к его любимому Пастернаку (замечу, что не самый мой любимый автор, опять же – все значимы по-своему), и стих этот я писала о себе, и обо всех поэтах. И через пять минут услышала по новостям, а затем на фейсбуке от коллег-товарищей, что умер поэт……..и артист (а у Пастернака речь идет о подмостках, что и мне близко). И травили их, хоть кто-то скажет, что нет. Все поэты всегда в борьбе, даже те, кто якобы совсем в режиме. Нужно уметь во всем найти добро, а зло отсечь, и ошибки, как христиане (опять же – отсылка к Чаше Христа у Пастернака). А вот тот мой стих, за который мне несколько коллег и читателей сказали в личку «спасибо», он подошел волею Вселенной для Евтушенко тоже. Как раз. И он все слышит:
А что, если просто расправить плечи:
Миру сказать: "Я - поэт". А в ответ: "Кого лечишь?"
Проще спросить: "Кому от этого легче?"
Если ответа нет - сгорбить свои плечи?
Да и не нужен ответ. Просто ветер навстречу…
Выдержи - как стена - слов, обращенных к миру,
Богу, своей любви
или своей боли.
Здравствуй, поэт, готов быть превращенным в лиру?
Этаким визави.
Не по своей воле.
Хлеба тебе и соли.
Неба тебе в долю.
Просто живи - жить.
Все остальное - поле.
А это ссылка на статью-колонку Григория Шувалова о Евтушенко:
http://liudprando.livejournal.com/66427.html
И Галковского, для вариантов мнений:
http://galkovsky.livejournal.com/266923.html
И снова мы в ЦДЛ:
Так редко гении уходят,
По одному – за сотню лет.
Что, долго могут жить в народе?
И в памяти – их вечный след?
Нет! Гениев рождают редко,
Народом целым сообща.
И держат в сраме их, и в клетках,
Как гениальность им прощать?
Б. Рябухин - повтор стиха
1 апреля 2017
Произошла еще одна историческая встреча, тем более, что я была там от всех нас. Но это отдельная история. Это поможет многим проектам. И я уверена, что помог в этом покойный Евгений Александрович, как он делал это еще при жизни. Еще помню, как Сергей Николаевич Есин звал его вести семинар, но он был постоянно в разъездах, зато обещал всегда помогать. И делал, что обещал. Таким он был человеком. Не закрылся от людей, получив известность.
Хочется сказать: «Поэты, и читатели – берегите друг друга. Нас хотят рассорить». Умные люди видят значение каждого. И значение Евтушенко, безусловно, огромное. Это поймут впоследствии все. Обычно, что говорю я (без ложной скромности) – чаще всего происходит, это факт. Можете думать, что хотите, это мое мнение. Я стараюсь судить объективно. И даже из их курса мне всегда более нравился Рождественский своим крепким словом. Однако, уменьшить значение Евтушенко я не могу. Ушел поистине большой поэт, патриот, верующий человек. Он любил Россию. И понимал, что связан с ней навеки. И поэт у нас всякий - больше, чем поэт. Браво поэту и артисту. Человеку, помогающему другим. Даже после смерти. Это точно. Царствие Небесное. Оставьте домыслы. Все сказано и прожито. Бог принял. Как пел Тальков: "Калитка поэтов открыта" - на смерть Цоя. Теперь там ждут его иные наши коллеги. Они там примирились все. А вы думаете..что спорят. Нет. Там Есенин с Бродским, Маяковским и Пушкиным за одним столом. И пытаются людям живым сказать, что миссия общая...
И по старинной актерской традиции провожали гроб в последний путь рукоплесканием, как провожали Высоцкого, который сказал о Евтушенко, что тот большой Мастер. Поэт-артист, что юный и харизматичный, что пожилой и мудрый. Сочетал и литературу, и кино, и театр, и культуру и педагогику, и просвещение, и журналистику, и политику, и общественную деятельность в себе. И всегда хотел добра.
Мы можем перечислять многие его интересные известные и малоизвестные стихи, прозу, пьесы, фильмы, вспоминать его появление. И «Бабий Яр», и «Хотят ли русские войны»… и много чего, что больше нравится. И мы поймем, что есть что-то выше шелухи земной.
А «Идут белые снеги…» - символ поэта-паториота, поэта духа и мысли, который оставил наследие векам и Вселенной, как и любой поэт и творец, дабы мы услышали Всевышнего и друг друга.
Поэты не умирают.
Идут белые снеги
Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.
И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?
А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.
И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
Евгений Евтушенко
Наталья Шахназарова
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Немного эмоционально... Продолжение размышлений....
И ещё существует видео-посвящение, оно было создано нашей командой ради просвещения, с цитатами ушедших современников - в тот же год ушедших... примерно. И то не всех пока охватили. А далее - можно найти про них много в сети при желании и на будущее. В наше время многое замалчивается, а летопись продолжается, процесс идёт, даже без ресурсов особых и эфиров, а могло быть больше уже, если бы... Однако, боремся. Спасибо за внимание. Всем места хватит, все нужны, у всех свой поиск, души. И ушел тогда - после Евтушенко - ректор легендарного нашего Литинститута - Сергей Николаевич Есин. Только студенты звали меня выступить в день памяти поэта, и там был Есин, наш общий дедушка, а потом... А ведь казалось, что сто лет проживет, такой был энергичный. Они не уходят, я верю, там есть что-то.... Царствие Небесное... Добра всем, кто тут. И, кто там.
Вот видео (оно у нас размещалось тоже, и на сайтах прочей прессы, журналов, а также на ютуб-канале нашей организации), там много фото, семейных тоже, просто добрый ролик, с уважением и любовью, пусть все разные, однако, все - люди ищущие... Поэт в России - больше, чем Поэт - как говорил Евгений Александрович. И важно, что он сам всегда оставался гражданином и патриотом. И про Бессмертный Полк написал тоже. И о русской Культуре много рассказывал всюду. В разные круги входил. Потому что широко мыслил. В суть смотреть нужно всегда. Ошибки бывают у всех, кто пытается что-то поменять. И выводы делать не нам. Нам нужно думать за себя. А так ли мы правы? И важно, что при любом режиме нужно быть с Совестью, но и не молчать, если плохо. Поэты всегда говорили, за что и получали. Но и польза от этого была всегда.
Поддержите канал, он просветительский, потому мало кто его находит, без ресурсов, на проекты любые нужны ресурсы, и на видео, пока потому, как есть, однако, с теплом. Можно больше и лучше. Разное есть. И будет.
Было показано в ЦДЛ.
С уважением к вам.
Поддержите мой канал в Дзене.