Найти тему
Гипермышление

Человек развивает технологию, а технология вытесняет человека

Оглавление

(общество которое решит эту проблему получит не только технологическое преимущество, но и людей способных развивать технологии без страха остаться без работы)

Природа человека послужила источником развития науки, техники, технологии. В настоящее время человека вытесняют с работы автоматические линии, роботы, компьютеры. Подобный процесс наблюдается во всех отраслях и сферах деятельности от производства и эксплуатации до сферы услуг и продаж. Результатом такого вытеснения человека является безработица. Там, где раньше работали 10 человек при новых технологиях достаточно двоих. Остальные 8 человек становятся лишними. Создание единого, свободного экономического пространства только усилит этот процесс. Традиционные методы решения проблем безработицы: пособия, административно-законодательные ограничения, переквалификация, создание государственных рабочих мест действуют слабо или ведут к будущему повышению уровня безработицы.

Но, появились положительные сдвиги в управлении людьми и в организации работы, т.е. человека начинают рассматривать не только как экономический ресурс, капитал, а как потенциал, источник развития и процветания организации. Эти изменения находят отражение и в системах оплаты, наметился переход от систем компенсации за труд и стимулирования к системам поощрения и мотивирования. Для пробуждения человеческого потенциала необходимо создание условий для возникновения мотивации работников: обогащение содержания работы, привлечение работников к участию в управлении организацией, развитие их личностных качеств.

Модели и варианты развития проблемы

Для лучшего понимания проблемы исчезновения работы и происходящих изменений, в связи с этим, я предлагаю 6 характерных сценариев развития проблемы при ее решении существующими методами. Любой из предложенных мною вариантов в чистом виде утопичен и нереализуем, но по характерным признакам можно выявить преобладание некоторых из них и, таким образом, оценить ситуацию, сложившуюся в обществе.

Представленные сценарии являются концептуальными моделями с некоторыми допущениями:

1. Внедрение новых технологий происходит повсеместно, следовательно, работу нельзя найти за пределами отрасли, где ситуация аналогичная. Мировая интеграция только обостряет этот процесс и делает систему замкнутой.

2. Не рассматривается процесс создания новой технологии и связанная с этим процессом возникающая работа. Как правило это более высокотехнологичные виды производства, которые не могут принять высвободившихся людей в связи с малым количеством рабочих мест и требуемой высокой квалификации.

3. Все сценарии начинаются с описания одной и той же проблемы - исчезновения работы: Вследствие введения новых технологий там, где раньше работало 10 человек стало достаточно двоих, восемь человек оказываются «лишними».

Этот процесс можно рассматривать в отдельном предприятии - замена старой технологии на новую, более производительную. Тогда “лишние” люди появляются в этой организации и руководству организации необходимо решать возникающие проблемы. Но появление новых технологий влияет и на рынок в целом, что проявляется в конкурентной борьбе. Технологическое развитие одной из организаций, является инструментом создания конкурентного преимущества, что вынуждает другие организации уходить с рынка увольняя работников или конкурировать, вводить новые технологии, повышать производительность, вытесняя людей с работы.

В общем виде проблему можно представить следующим образом:

Было:
Работало 10 человек, обеспечивая определенный уровень выпуск” товаров.

Стало:
На новом оборудовании, работают 2 человека, обеспечивая количество и качество выпускаемого продукта не ниже чем “было”.

-2

Проблема:
Что делать оставшимся 8 лишним людям?

Хочу отметить, что ПРОБЛЕМА ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ, если посмотреть на экономику в целом может обернуться потерей платежеспособного спроса, социальным напряжением и стать началом стагнации.

Сценарий 1. Утопический

Для решения проблемы лишних людей (исчезновения работы), согласно этому сценарию, надо всем работать меньше, не 8 часов, а 2 часа в день. При этом необходимо заметить, что все люди разные, как по своим способностям, так и желаниям. Некоторые из них захотят работать больше и больше других зарабатывать, другие наоборот, захотят работать меньше, но при этом жить не хуже других. Возникает расхождение в интересах, возможность для конфликтов и напряжения в обществе.

Подобный ход событий означает остановку в развитии и практически невозможен в конкурентной среде. Этот сценарий проявляется в законодательных ограничениях на продолжительность рабочего дня, недели, совмещение нескольких работ и т.п.

Сценарий 2. Полицейский

Сокращение работы с 10 рабочих мест до 2-х приведет к тому, что оставшиеся 8 человек лишившись работы не получат зарплаты и средств к существованию, но будут равняться в уровне жизни на работающих. Такое сравнение приведет к тому, что некоторые из них будут считать подобную ситуацию несправедливой и начнут наводить “свой” порядок - воровать, грабить, убивать. Сразу же возникает работа для других - защищать и охранять существующий порядок и людей.

В итоге получим полицейское общество, где преступность балансирует с органами правопорядка, создавая при этом необходимую работу.

Сценарий 3. Социально - капиталистический

Проблема лишних людей решается путем обложения двоих работающих налогом, позволяющим обеспечить пособиями оставшихся без работы или предоставить работу (со стороны государства), оплачиваемую из собранных налогов. Эти меры позволяют сохранить платежеспособный спрос и объем производства, социальную стабильность и “справедливость”.

В итоге: один будет работать за пятерых, всю жизнь учиться, держаться за работу, другие ничего не делать, жить на пособия не имея работы или делать никому не нужную работу по программе самозанятости.

Сценарий 4. Законодательно - бюрократический

Появление “лишних” людей повлечет за собой желание решить эту проблему юридическими методами: актами, правилами, нормами и т. д. Государство в этом случае займется регулированием сложившейся ситуации законами. Это приведет к регулированию экономики не естественными законами спроса и предложения, а искусственными. Последствия ограничения экономической свободы выбора людей, т. е. решение экономических проблем не экономическими методами, ведет к бюрократизации общества, подавлению личности и превращению человека в “винтик” в государственном механизме.

В этом варианте, работа будет создаваться, но не для удовлетворения реальных потребностей, а в законодательных и юридических органах для регулирования деятельности людей. В результате, возможна ситуация когда 2-е работающих людей будут создавать, ни те продукты и услуги, на которые есть спрос, а те, которые разрешены. Работа 8-х человек будет заключаться в контроле за соблюдением законов и правил двумя работающими, а также в контроле деятельности друг друга.

Сценарий 5. Качественный

Дальнейшее развитие по этому сценарию происходит в 2 стадии.

Стадия 1. Сначала, оставшиеся работать два человека из десятерых, начинают с помощью новых технологий производить продукцию как и прежде, на всех десятерых. Но так как 8 человек не работают, то им нечем платить за произведенный продукт, происходит “кризис перепроизводства”. В результате двое работающих переориентируют свое производство на выпуск продукции лучшего качества, но для самих себя, тех двоих, которые платежеспособны. Далее, остальные 8 человек, оказавшиеся вытесненными новой технологией, могут начать работать на устаревшем оборудовании, обеспечивая самих себя средствами к существованию.

Стадия 2. Когда у 8-ми человек снова появляются средства, то те 2-е могут, благодаря более современной технологии, могут предложить им товар более конкурентоспособный, лучшего качества и по приемлемой цене. Покупая его, работники (из числа восьмерых) уже не смогут реализовать свой товар друг другу. В результате - новый кризис платежеспособности, у технологически отсталых восьмерых работников.

Происходит расслоение общества, создается профессиональная и высокотехнологичная элита. Примером могут служить технологически и экономически развитые страны по сравнению с развивающимися странами, в т.ч. с Россией.

Все выше перечисленные пять сценариев развития можно выявить независимо друг от друга, а в действительности они, либо дополняют, либо усиливают негативное воздействие на проблему и общество в целом. С другой стороны, очевидно, что развитие науки и технологий не остановить. Необходимо признать проблему лишних людей и пытаться ее решить, устраняя появляющиеся в сценариях сдерживающие факторы. Тогда новые технологии будут способствовать экономическому развитию общества, но для этого важно радикально изменить отношение к человеку и отношение человека к работе.

--

Продолжение следует...