Оказывается, в мире очень мало дизайнеров по металлу. А в России вообще можно по пальцам пересчитать. Оно и видно: только зайди в любой ювелирный магазин.
Рядом с изящным и заготовками на столе в мастерской лежит куча грубых и безвкусных серебряных финтифлюшек. «Среди московских ювелиров это называется «консервно-баночный стиль», или «капуста» — объясняют дизайнеры по металлу Мила и Аркадий Кальницкие.
Их работы хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, Екатеринбургском музее, в Музее современного искусства в Пфорсхайме, в старинном центре ювелирного искусства. Мила и Аркадий частенько видят свои работы по... телевизору.
Вот Лайза Минелли приезжала в Москву — купила крест от Кальниц-ких. И чего б не купить — всего 50 долларов, а в Париже такой на все 500 потянет! Их изделия есть у Ларисы Долиной, у Татьяны Веденеевой и у... врачей из Кащенко, что безумно радует художников.
Забавный факт: Кальницкие используют монеты в качестве дешевого сырья — покупают в магазине и переплавляют.
— Сегодня в нашей стране существуют ювелиры трех типов,— рассказывает Аркадий Кальницкий.
— Первые дельцы — тоннами перелопачиваю т золото и серебро, вставляя в него ужасающие камни. У них покупают не украшение, а то, что называют «золото».
Вторые — мастера — специализируются на отлично сделанных, но традиционных по дизайну вещах: хорошая работа стоит больших денег.
А ювелиры третьего типа — художники — продают идеи, воплощенные в материале.
Украшения ценились всегда, но отношение к материалам менялось от столетия к столетию.
«Еще в эпоху Древнего царства у египтян любимыми материалами были золото, оникс, сердолик.
В Риме баснословные суммы плат или за жемчуг, используя его не только для ювелирных украшений, но и для вышивки на одежде и обуви. В декоративных целях использовался и коралл — у древних римлян и галлов, а во времена средневековья коралловое ожерелье считалось средством защиты от заразных болезней.
Когда натуральные камни было сложно добыть, то люди научились делать их заменители. Первые искусственные драгоценности появляются в Европе в XV веке. В средние века и эпоху Ренессанса особой по популярностью пользовались рубин, сапфир, изумруд и хризолит, а со времен Людовика XIV — алмаз.
К слову в Бразилии, изумруды имели право носить только врачи, а юристы обязаны были носить рубины, прораб строитель без сапфира не мог руководить своей бригадой.
— Сегодня люди отказываются от блеска,— говорит Кальницкий.
— Из материалов в ювелирном искусстве сейчас наиболее популярны титан, стекло, сталь, пластик, пальмовые листья — это в Канаде балуются, а один японец по совершенно новой технологии методом гальваники наращивает псевдо золото на шелковые шнуры.
Хорошо идут рези на, каучук. В Германии массовому потребителю продают ...каучук с бриллиантами — такая круглая черная резинка, а в нее вставлены «брюлики».
Что нынче носят у нас? Сейчас бомонд обожают дорогие часы и ужасные перстни-печатки.
В Москве также культивируются украшения в форме корон и других символов королевско-исключительного: людям всю жизнь не хватало ощущения собственного достоинства. Только никто не знает, что корона — знак черной магии.
Как не странно, блондинки покупают золото, а брюнетки берут серебро.
Кстати многих народов ношение золотых украшений табуировалось или считалось нежелательным , существовали и запреты на золото для определенных социальных групп».
В ювелирном искусстве нет ничего случайного. И если вы в ближайшее время намереваетесь сделать драгоценное приобретение, неплохо приглядеться к нему получше: очень важно, чтобы была куплена именно «ваша» вещь!
Беседовала корреспондентка дзен Пельменя: Эвелина