Найти в Дзене

Авиация в творчестве русских и советских художников

Оглавление

Шорин Дмитрий. Свинг, 2011
Шорин Дмитрий. Свинг, 2011

В третье воскресенье августа в России отмечают День воздушного флота. История этого праздника началась в 1911 году, когда Николай II распорядился создать первую в стране военно-воздушную часть. Реализация плана затянулась до августа 1912 года, и эта дата впоследствии стала считаться днем образования русского воздушного флота. В 2019 году профессиональный праздник лётчиков, диспетчеров и бортпроводников выпал на 18 августа.

С начала появления самолетов тема авиации привлекала многих художников. Это сбывшаяся мечта о полетах, воплощение романтики и мощи человеческого разума. А для жителей самого большого по площади государства это еще и возможность быстро преодолеть преграду расстояний.

Дейнека Александр. Бомбардировщик, 1932
Дейнека Александр. Бомбардировщик, 1932

Александр Лабас

Одним из первых, кто начал рисовать самолеты, стал представитель русского авангарда и преподаватель ВХУТЕМАСа Александр Лабас. В 1928 году он написал в эскизной манере картину «В кабине аэроплана». Художник стремился передать не реалистичное изображение, а ощущение чуда полета. Полупрозрачный и невесомый на вид аэроплан несется на зрителя в светлом пространстве неба. Весомыми и телесными кажутся только неподвижные фигуры людей, показанные в разрезе машины. Появляется контраст между легким и тяжелым, летящим и статичным.

Лабас Александр. В кабине аэроплана, 1928
Лабас Александр. В кабине аэроплана, 1928

В 1935 Лабас пишет еще более волшебную по настроению картину «В полете». На ней легкие самолеты кружатся в жемчужном небе, а под ними — красочный город. Изображение в голубых и зеленых тонах напоминает детские сны о полетах.

Лабас Александр. В полете, 1935
Лабас Александр. В полете, 1935

Александр Дейнека

Достоверным изображением разнообразной техники известен Александр Дейнека, родившийся в семье железнодорожника. Интерес к авиации появляется у него с начала 1930-х. Он писал и популярные в тот период гидропланы, и военные бомбардировщики. Картина «В воздухе» 1932 года изображает самолет в небе над облаками, на фоне горных вершин. Небеса и горные пики передают величие воздушной стихии, которая теперь подвластна человеку.

Дейнека Александр. В воздухе, 1932
Дейнека Александр. В воздухе, 1932

Георгий Нисский

Живопись Георгия Нисского известна лаконичностью стиля и лиричностью пейзажей. Полотно «Над снегом» 1960 года хорошо иллюстрирует эти черты. Бесконечное серое небо и уходящая за горизонт снежная степь наполняют картину экзистенциальным смыслом. Самое яркое пятно на холсте — белый с красным самолет, быстро преодолевающий огромное пространство.

Вытянутые линии самолета усиливаются горизонтальными рисунком облаков, что создает иллюзию стремительного полета. Машина — здесь символ будущего. Всего через несколько мгновений она обгонит запряженную в сани лошадь, олицетворяющую прошлое.

Нисский Георгий Григорьевич. Над снегом, 1960
Нисский Георгий Григорьевич. Над снегом, 1960

Дмитрий Шорин

На постсоветском пространстве тема авиации по-прежнему волнует художников. Отличный пример — творчество нашего современника Дмитрия Шорина. Самолеты регулярно появляются на его картинах — отдельно или в качестве фоновой детали. В интервью Дмитрий говорил, что самолет для него — сам по себе уникальное произведение искусства, высшее достижение дизайна и инженерной мысли. А пребывание в облаках наполняет его и духовным смыслом. Сейчас скульптуры и панно Шорина украшают новый терминал аэропорта Пулково.

Шорин Дмитрий. Анютины глазки, 2011
Шорин Дмитрий. Анютины глазки, 2011

Независимо от того, какой стиль или сюжет выбирают художники, самолеты всегда остаются символом наступившего будущего. С помощью этих машин человек преодолевает земное притяжение, пространство и время.

Шорин Дмитрий. Cohiba, 2015
Шорин Дмитрий. Cohiba, 2015

Спасибо за внимание!
Ставьте нравится, если нравится!
Подписывайтесь на канал!