Бывают ситуации, когда идешь на выставку с готовым мнением; уже видел фотографии, вроде как понимаешь примерно, что там.
Ну потому что вот в данном случае это все организует департамент культуры Москвы, и плюс см. название и локацию. Логика в голове складывается такая: идею про «творческие студии» можно протащить через департамент, а чтобы в целом было круто, зовем Юрия Аввакумова и даем ему бюджет и назначаем куратором.
А далее куратор (будучи сам архитектором и художником) делает масштабный проект имени себя: выстраивает утопический город о 12 башнях (из палет, конечно), а в каждой башне сидит собственное искусство или ремесло. И хор счастливых обитателей утопии несется к небесам, и слышен даже по другую сторону реки Неглинки, в краснокирпичных башнях Кремля; симметрия и благолепие, град небесный отражается в граде земном. Что там за районные студии детского творчества будут в башнях - какая уже разница.
Почему такие мысли?
Потому что предложенное деление на искусство по родам - заведомо анахроническое, подверстанное под модель города-солнца. Каюсь - но у меня были основания думать, что куратор перетянул на себя одеяло, даже несмотря на заслуженные имена коллаборантов.
И сами эти «творческие студии Москвы» выглядели навскидку очень странно. Михаил Лабазов - стрит-арт? Серьезно? Айдан Салахова - живопись? Ну не то чтобы не могут, но смысл какой?
В общем, все оказалось тоньше, не так, как напридумывал.
Никакой это не «атлас художественных студий», это набор проектов про взаимодействие, в основном - искренних и трогательных. Например, Андрей Сильвестров, всю жизнь занятый в одном из самых институциональных производств, снимающий на минимиальных бюджетах или без них - сделал проект про то, как соединить документальное и игровое, и подселить в эту мечту зрителя, позволив ему преодолеть пропасть экрана.
Сергей Братков рассказал историю про селфи, про попсу и про картонную-поддельную магию, связанную с вылетом птички, с объективом, который в глазах смотрящего.
А ГЦСИ (находящийся в общем-то под подозрением) выдал проект Дмитрия Знаменского и платформы techne - «генеративную светозвуковую скульптуру» на основе восстановленного «Электронного художника» казанского НИИ «Прометей». Категория «новые технологии». (Я не очень понимаю, что там внутри ГЦСИ творится, но одновременно techne сделала сольную выставку ::vtol:: на Зоологической, и ребята жгут, конечно.)
Кто-то реализовал свой проект как художник (Братков, Сильвестров). Кто-то курировал чужие проекты (Осмоловский с «Базой», категория «скульптура» - про осмысление пространства, серебристые полотнища по стенам и с потолка).
Айдан Салахова - организовала инсталляцию-рисовальный класс, это про академическую традицию и ее живое продолжение, про работу с ремеслом, из поколение в поколение. Куратор она или художник? - Тут уже поплыли границы немного.
Именно эта небанальность выражения, отвергающая и подрывающая заявленную механистичность - и вытягивает проект. Башни самого Аввакумова превращаются из самоцели в защитный панцирь для их обитателей, а действия его как куратора - чуть ли не в партизанщину.
Это очень все нелогично: зрителю приходится прорываться сквозь заявленный фасад, чтобы хоть что-то понять.
Но в целом, это странный и трогательный проект получился.