Заслуженный тренер России Инна Германовна Гончаренко - бывший тренер известной фигуристки Елены Радионовой. Под ее руководством Лена стала двукратной чемпионкой мира среди юниоров и бронзовым призером чемпионата мира 2015. Также с Инной Германовной успели поработать Сергей Воронов и Максим Ковтун.
Какие бы интервью Инны Гончаренко мне ни попадались, они всегда оставляли приятное впечатление после прочтения. Новое интервью в журнале "Московский фигурист" я прочла с неменьшим удовольствием, поэтому мне не терпится поделиться с вами впечатлениями и выделить важные моменты.
О прорыве четверных
Когда-то исполнение всех видов прыжков в четыре оборота казалось невозможным, но со временем мы узнали, что фигуристам под силу скрутить в воздухе весь арсенал четверных. И совсем недавно для нас стало открытием, что дети тоже могут освоить многооборотные прыжки. Это касается как мальчиков (Даниил Самсонов в 13 лет уже прыгает четверной лутц, канадец Стефан Гоголев также рано начал исполнять четверные) так и наших девочек-квадисток (Александра Трусова, Анна Щербакова, Софья Акатьева и другие).
Такой прорыв Инна Германовна связывает в первую очередь с преодолением психологического барьера, как тренерами, так и самими детьми. Это произошло благодаря успехам группы Этери Тутберидзе, которая доказала, что четверные прыжки можно и нужно учить в раннем возрасте.
Дети в допубертатный период более легкие, выносливые и бесстрашные. Это позволяет им не бояться сложных элементов и выполнять их как само собой разумеющееся. Также Гончаренко отмечает, что ребенок должен обладать нужными данными и желанием и, конечно же, нужны грамотный тренер и амбициозные родители.
О сумасшедших нагрузках фигуристов
Мы привыкли жалеть детей. Этери Тутберидзе и вовсе часто любят обвинять в жестоком обращении с учениками, выжимании всех соков за пару лет, высокой травмированности и ломании человеческих судеб.
Мне очень понравилось, как по этому поводу высказалась Инна Гончаренко. Во-первых, дети привыкают с ранних лет много и тяжело работать, для них это нормально. А благодаря ежедневным нагрузкам увеличиваются возможности организма. Во-вторых, тренер уверила:
"Никто ничего не ломает больше или страшнее, чем обычно"
К исчерпывающему ответу Инны Германовны мне и добавить нечего. Просто хочется сказать ей большое спасибо за эти слова:
Показательный пример Нейтана Чена
В интервью зашел разговор о разнице в менталитете у нас и на Западе. Гончаренко также упомянула о менталитете китайцев и японцев, которые по природе своей настоящие трудоголики и воспитывают своих детей по-спартански.
Однажды после этапа гран-при во время утренней тренировки перед показательными выступлениями Инна наблюдала такую картину: фигуристы в 7 утра сонные слоняются по катку туда-сюда или вовсе стоят у бортика, и только один Нейтан Чен на незалитом льду, без верхнего света всю тренировку прыгал четверные прыжки, а за ним в это время внимательно наблюдала мама.
В таких деталях и кроется ответ на вопрос, почему Нейтан достиг таких космических результатов и почему в мужском одиночном на сегодняшний день существуют Нейтан Чен, Юдзуру Ханю и все остальные...
Рассуждения о прыжках
Мне, как человеку далекому от фигурного катания, но очень заинтересованному, было любопытно узнать ответы на такие глупые и наивные вопросы, как:
почему выучив один четверной, фигурист не начинает автоматом прыгать все остальные четверные. Казалось бы, какая разница, с какого захода скручивать четыре оборота, ведь меняется только дуга захода?
Инна Германовна очень доступно и наглядно все объяснила в своем интервью. И начала она с примера: если вы научились писать правой рукой, выучив все буквы и знаете, как правильно держать ручку, сможете ли вы так же быстро и красиво начать писать левой рукой?
Также тренер объяснила, почему некоторые спортсмены не любят аксель, чем он сложнее других прыжков, и почему лутц - прыжок для смелых.
Много внимания Инна уделяет именно скольжению и акцентирует внимание на том, как важно обучить фигуриста на начальном этапе основам. Именно от базовой подготовки зависят будущие возможности спортсмена. Конечно, всегда можно переучиться, но это может занят много времени, а отучать себя от детских привычек труднее всего.
Полное интервью вы можете прочитать здесь. Оно объемное, но весьма познавательное, заставляет о многом задуматься.