Патриотизм великосветского общества чаще всего иллюзорный, надуманный, но демонстративный. Как правило, это что-нибудь малосущественное, например, запрет на красные головные уборы при Екатерине, запрет на ввоз французских нот при Павле. Так и здесь в 1812 году – нападение Наполеона на Россию, существенно повлияло на репертуар театров и отношения зрителей к нему. Вот что записала Варвара Ивановна Бакунина.
Сначала французские спектакли запретили, но Александр I распорядился возобновить. Однако общество встретило это без энтузиазма и на спектакли никто не ездил, разве что отдельные личности, да и то исключительно из гонора и бравады. Так в первом ярусе присутствовала только Марья Антоновна Нарышкина в гордом одиночестве, которая, забавляясь, хвасталась в обществе тем, что спектакли ставят будто бы только для нее. Общество же было фраппировано и негодовало и даже где-то на улице в отношении забавницы была сделана некая грубость. Обозвали наверно как-нибудь неприлично.
Зато отечественный репертуар процветал. После взятия Смоленска произошел всплеск патриотических настроений. Играли Дмитрия Донского. Понятно, что все плакали. При этом, когда в театре сделали анонс на следующее представление, а это оказалась французская комедия. Актеру даже не дали сделать объявление до конца.
Поэтому, когда на другой день в театре все же играли французскою комедию, были подмечены подметные объявления, где зрители были названы «подлецами» и проч. Однако, уже третье французское представление прошло без особого ажиотажа, а далее все покатилось по накатанной. Так что борьба между обществом и французами в театре завершилась в пользу французов.