Россия все сильнее напоминает собой Советский Союз, считает журналист Владимир Познер.
Причина кроется в том, что страной правят люди, родившиеся и выросшие в СССР, получившие советское образование и сохранившие советскую же систему взглядов, считает популярный телеведущий.
По его мнению, это самая серьезная проблема страны. Но при этом, Познер с сожалением признаёт, что немалая часть общества проблемой это как раз не считает, а наоборот, радуется тому, что “машина времени” заработала в России в обратном направлении.
Причем некоторые деятели, имеющие на это полномочия, берутся восстанавливать СССР не только идеологически, но и “на местности” – как это происходит в Иркутской области при губернаторе Сергее Левченко.
Познер опубликовал свои заметки накануне очередной годовщины путча 19 августа 1991 года, ставшей точкой невозврата в процессе распада СССР.
Причина реставрации “совка” в России вызвана многими причинами, сказал СНЕГ.TV Владимир Познер.
Главная из них, пожалуй, состоит в том, что если в странах Восточной Европы, да и в республиках Прибалтики, декоммунизация произошла как восстание против “своих” руководителей, то в России это процесс был запущен сверху, и осуществлялся руками членов самой же правящей элиты,– говорит он.
Ностальгия по СССР — это вещь многослойная, и эти слои состоят из элементов психологии, экономики и даже физиологии, считает директор ИНИОН РАН академик Юрий Пивоваров.
Первый слой, конечно, психологический. Людям свойственно воспринимать годы их молодости как лучшие в жизни, при этом объективная обстановка в те годы почти никак не влияет на оценку по прошествии десятилетий, — сказал он.
В каком-то смысле тоска по СССР — это одно из проявлений «кризиса среднего возраста» у поколения, чью жизнь 1991 год разделил ровно пополам.
Было бы неверно полагать, что «гомо советикус» как вид обречен на скорое вымирание. Ведь этот вид доказал свою способность к самовоспроизводству в отсутствие своей естественной «экологической ниши», соглашается Пивоваров с выводами Познера.
По СССР в равной степени тоскуют — или не тоскуют — как потерявшие советские социальные гарантии „трудящиеся“, так и вполне нашедшие себя в новой жизни люди: все зависит от того, что они считают для себя лично критерием успешности в жизни. Разумеется, у всех, кто хотя бы часть сознательной жизни успел прожить в СССР, его распад „болит“ где-то в глубине сердца. Но люди, которые умеют „включить мозг“, а не сдаваться эмоциям, понимают, что бомба под здание СССР была заложена еще Конституцией 1924 года,– говорит академик.
Для многих, кто сожалеет об СССР, это на самом деле сожаление об упущенной возможности альтернативного развития.
Распад Союза исторически не был неизбежен, в нем сыграли роль субъективные факторы, просто сам принцип построения тогдашнего государства делал его уязвимым перед сторонниками сначала автономизации, а затем и суверенитета отдельных частей страны, — объясняет Пивоваров.
С одной стороны, увеличивается количество людей, которым кажется, что при СССР жилось лучше, чем сейчас. С другой стороны, «время лечит» и растет число тех, кто начинает анализировать распад СССР более объективно, говорит гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков.
Как правило, о распаде СССР жалеют в основном те, кому в Союзе жилось лучше, чем стало потом. Советское общество на две трети состояло из малообеспеченных людей, это было равенство, но равенство в бедности. При всей эмоциональной окрашенности такой темы, как распад страны, материальный фактор является тем не менее очень значимым мотивом, — сказал он.
Как заметил американский писатель Роберт Литтл в своем романе «Mother Russia», в СССР все, включая траву и снег, официально принадлежало народу. Поэтому ни у чего в стране не было возможно найти конкретного хозяина.
Система, где никто ни за что не отвечает, не могла существовать сколь-нибудь долго, ее крах был только вопросом времени. Секретный доклад ЦК КПСС, разосланный «кому надо» в начале 1970-х годов, извещал, что 75% населения страны находилось за чертой бедности.