Найти в Дзене
HAYK media

Михаил Лермонтов и его армянские родственники

Армянская действительность присутствовала в жизни Лермонтова еще с детства, когда он впервые в четырехлетнем возрасте вместе с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой и многочисленными ее слугами оказался в имении родной сестры бабушки – Екатерины Алексеевны Хастатовой. Это была семья генерал-майора Акима Васильевича Хастатова – армянина из Кизляра, участника легендарных сражений при Кинбурне, Фокашанах, на Рымнике и штурма Измаила.

-2

В годы правления императрицы Екатерины II президент военной коллегии светлейший князь Г. А. Потемкин явился автором «греческого проекта», по которому христианские народы Балканского полуострова должны были быть освобождены от турецкого ига. По проекту предполагалось изгнание турок из Европы и восстановление независимой Греческой империи со столицей Константинополем. На греческий престол императрица намеревалась возвести своего внука Константина. Тогда же А. В. Суворов собирался предложить Екатерине восстановить Армянское царство под протекторатом России. Следствием двух русско-турецких войн явилось присоединение Крыма к России.

Генерал А. В. Хастатов вместе с другими офицерами-армянами – М. Лалаевым, И. Манеевым, Я. Абрамовым – был участником этих сражений. В конце реляции князю Потемкину за 1 октября 1787 года о сражении при Кинбурне Суворов особо отмечает Хастатова, раненного в бою. Суворов нелегко сходился с людьми, но никогда не забывал тех, кто заслужил его доверие. Полководец дружил с братьями Хастатовыми и в разных донесениях высокопоставленным лицам говорил об их храбрости, ходатайствуя о повышении в чине.

Кто же были предки Акима Васильевича Хастатова?

В первой половине ХVIII столетия купец из Кизляра Сафар Васильев выстроил завод для переработки шелка-сырца на границе Чечни, на левом берегу Терека, выше станицы Червленой. Имение стало называться Шелкозаводск, Шелководск или просто Шелковое. На заводе работали кизлярские казаки, грузины и армяне, вызволенные и вывезенные из иранского плена Петром I во время Персидского похода и поселенные им на Тереке. В последние годы царствования Екатерины Аким Хастатов женился в Москве на дочери богатого, но неграмотного симбирского помещика – Екатерине Алексеевне Столыпиной. Она и стала хозяйкой дома, который ныне является музеем Лермонтова.

Лермонтов трижды приезжал из Тархан на Кавказ в имение Хастатовых. Бывал Михаил Юрьевич у своих родственников и во время двух своих ссылок. В доме Хастатова великий поэт познакомился с бытом, сказаниями, песнями народов, населяющих Северный Кавказ. К слову, именно Акиму Васильевичу первому сообщили о гибели Лермонтова, и он распорядился насчет похорон племянника.

-3

Хастатов был известен на Кавказе как человек исключительной храбрости, рассказы о его похождениях переходили из уст в уста. Случаи из жизни удалого генерала поражали Лермонтова и послужили ему материалом, которым он воспользовался при написании «Героя нашего времени». В основе повести «Бэла» лежит действительное событие, происшедшее с самим Хастатовым. Он рассказал Лермонтову, как похитил кумычку по имени Бэла, как та некоторое время жила у него и какие романтически отношения у них были. Точно так же повесть «Фаталист» списана с происшествия, случившегося с Хастатовым в станице Червленой. Пьяный казак убил сослуживца и заперся в избе. Напрасно уговаривали его сдаться, чтобы он не натворил новых бед. Хастатов ворвался в дом через окно и один, без подмоги, разоружил обезумевшего казака, не боясь быть изрубленным. Он вообще ничего не боялся. Уже будучи отставником, он выезжал с казаками на все тревоги, но при этом – с одним хлыстом, без оружия, гарцевал в помещичьей соломенной шляпе под пулями горцев. Однажды он в составе состоящего из 80 человек казачьего отряда отбивался от 5-тысячного неприятельского войска.

-4

Хастатов был очень добрым человеком, всегда приходил на помощь по первой же просьбе, дарил дорогие подарки, прощал долги. Сохранилось его письмо к родственнику: «…Прошу Вас акции и деньги оставить у себя: увидимся – сочтемся… хотя у меня денег мало и гораздо меньше других, а я в ус никому не дую и никому не должен. Главное – на чужой каравай рта не разевай и не суйся, куда не под силу – не садись в чужие сани… Одно желание: хочется изредка видеться со всеми вами, обнять да сказать: не поминайте лихом любящего вас друга и брата Акима Хастатова».

Сохранилось продиктованное Хастатовым письмо, датированное 1865 г., в котором он сообщает, что у него был удар, из-за чего он ослеп. Прожил он еще 18 лет, до 76-летнего возраста, но от удара так и не оправился. Семьи у него не было, ухаживали за ним родственницы. Умер Аким Васильевич в 1809 г. в Петербурге и был похоронен на Смоленском армянском кладбище.

-5

Постановлением Совета Министров Чечено-Ингушской АССР дом имения Хастатовых в Парабоче был объявлен памятником истории и культуры. В настоящее время на его базе создан  Литературный музе имени Лермонтова.

-6