Найти в Дзене
На дне

Сёстры Аверины круче всех? Под них переписаны правила

Ирина Винер, Александра Солдатова, Арина Аверина, Дина Аверина. Фото - Юрий Коныжев
Ирина Винер, Александра Солдатова, Арина Аверина, Дина Аверина. Фото - Юрий Коныжев

Истории этого материала – почти год. Главный тренер сборной Украины по художественной гимнастике легендарная Ирина Дерюгина не даёт интервью российским СМИ. Она говорит: «Вы всё равно не опубликуете, а если опубликуете, то исказите смысл». В сентябре 2018 года на чемпионате мира в Софии я с трудом убедил Ирину Ивановну поговорить. Но она ведь была права! – не опубликовали. Но почитать стоит и сейчас, как мне кажется. Хотя бы просто знать мнение, хоть и тоже не являющееся истиной в последней инстанции, но отличное от других.

…На чемпионате мира по художественной гимнастике, который завершился в Софии, сборная Украины завоевала единственную медаль – в групповом упражнении с тремя мячами и двумя скакалками. А в личном многоборье 15-летняя дебютантка Влада Никольченко стала четвёртой. По итогам турнира главный тренер сборной Украины Ирина Дерюгина в эксклюзивном интервью раскритиковала новые правила, работу судей и то направление, в котором движется вид спорта.

- Влада Никольченко, по мнению многих, через год составит конкуренцию российским девушкам.

- Да она уже в этом году составила российским гимнасткам серьезную конкуренцию. Если бы ещё честно судили… Но у нас нет своего представителя в техническом комитете, нет в международной федерации людей, которые болели бы за Украину. В этом мы отстаём, и в этом наш большой-большой минус. Кто-то очень сильно старается, чтобы Украина не вернулась на лидирующие позиции. Извините меня, но Украина тоже у истоков современной художественной гимнастики стояла ещё когда был СССР. Наши гимнастки сохраняют все прежние традиции, а уж то, как они исполняют элементы, прыгают и тянут ноги – многим нужно поучиться. Они не падают с равновесия, когда крутятся… Поэтому, конечно, немножко обидно за результаты. Да, мы не идеальны и делаем ошибки, но судят нас гораздо строже, чем других. За те же самые недочеты с нас снимают гораздо больше.

Ирина Дерюгина
Ирина Дерюгина

- Получается, работой судей вы недовольны?

- Я недовольна в целом сложившейся ситуацией. Конечно, я считаю, что наш судейский корпус должен быть честным и независимым. Я считают, что протест можно и нужно подавать на все три составляющих, из которых складывается итоговая оценка, а у нас сейчас можно опротестовать только сложность. В артистизме же творится полное безобразие. В заключительный день люди, отвечавшие за артистизм, судили чуть лучше, но исполнение вообще на голову не надевается! Честно, я этого не понимаю. При этом юридически судьям, отвечающим за исполнение, ты ничего не можешь предъявить, а они вершили судьбу медалей: полтора балла туда, полтора балла сюда. Даже с потерями получались высокие оценки. Как такое может быть? Ведь есть чёткая стоимость потери, но эта стоимость, оказывается, не для всех.

- Изменения в правилах и открытые оценки как-то повлияли лично на вашу работу?

- Нет, никак не повлияли. Нам от этих изменений только лучше стало, что видно по результатам. А то в прошлом году нас засунули куда-то далеко-далеко. Когда наши девочки делали по пять поворотов, выполняли шикарные прыжки, им просто снимали элементы. Сейчас оценка открыта, да, но открыта лишь наполовину. Пока она открыта только в сложности, а нужно открыть её полностью. Я выступала и выступаю за то, чтобы так и было. Это дало бы преимущество тем девочкам, которые прекрасно владеют своим телом и красиво работают.

- А сейчас у них нет преимущества?

- Скажу так, сейчас гимнастки делают многие одинаковые элементы. И никуда от этого не денешься, поскольку сложность нужно набирать. Когда элементы разнообразные, было бы интереснее. Многим сейчас не нравится то, что происходит в индивидуальной программе. Зал не в восторге от того, что происходит. Выделяются единицы. У гимнасток должна быть музыкальность, композиционность, они должны уметь выражать акценты. Проще говоря, уметь слышать музыку. А многие её не слышат. Особенно, когда болельщики так себя ведут. Болгарки в групповом многоборье чуть ли не сорвали своё упражнение с обручем из-за диких криков с трибун. Они дёрнулись раньше времени.

- Вы согласны со словами Веры Штельбаумс, что гимнастика из-за новых правил превращается в цирк?

- Абсолютно согласна. Когда большую часть упражнения гимнастка вниз головой, это неинтересно. Я всегда выступала за качество, за идеальное исполнение элементов, но сейчас это никому не нужно. Например, болгарская гимнастка Катрин Тасева мало времени в программе находится вниз головой, больше внимания уделяет предмету. Так ей половину элементов не засчитывают. Хочется все-таки гимнасток видеть на ковре, а не акробатов. Советская школа всегда шла в этом направлении, и мы стараемся это сохранять. В России с этим сложнее стало. Конечно, у вас есть Саша Солдатова, девочка очень красивая и выразительная. Но нынешние правила не для таких, как она и Влада Никольченко. При этом они доказывают, что и в современных условиях можно сделать всё с длинными ногами. Ни для кого не секрет, что новые правила были написаны под сестёр Авериных. Но те, кто это продавливал, не учли, что весь мир ушел намного вперед, а Дина и Арина остались на месте.

- На ваш взгляд, в художественной гимнастике сейчас неправильно расставлены акценты?

- Да, именно так. Некоторые люди перемудрили, когда писали новые правила. Называть я их не буду, так как это прерогатива технического комитета, а украинцев там нет. Именно техком пишет правила. Многие вопросы остались недодуманными. Если уж есть комиссия спортсменов, то должна быть и комиссия тренеров. То есть тех людей, которые и создают художественную гимнастику. Правила ведь невозможно написать без тренеров, это неправильно. Нужно как минимум спрашивать у них совета. Спасибо, что хоть сейчас на чемпионате мира тренерам в зал выходить разрешили, а то на Кубках мира, особенно в Болгарии, тренерам не разрешают находиться рядом с ковром. Людям, которые стоят у станка и производят эту самую красоту.