Григорианский хорал (лат. cantus gregorianus) на протяжении веков, с VII по XIII, был единственным каноническим пением на литургии в Римско-Католической Церкви. Его отличает строгая, почти суровая красота и мистическая отрешенность. Без преувеличения можно сказать, что Григорианский хорал - это символ Средневековья.
После Миланского эдикта 313 года христианство становится единой государственной религией в Риме. На огромной территории Священной Римской империи церковные службы сопровождаются различными распевами - амвросианским в Милане, староримским в столице, мозарабским в Испании и др.
Духовенство неоднократно пыталось систематизировать литургическое пение, но только на рубеже VI и VII веков Папа Григорий I Великий (в православной традиции Григорий Двоеслов) изучил огромное количество текстов и напевов, отобрал и признал богодухновенными 200 песнопений, исполнение которых строго распределил по датам в круге церковного года и собрал воедино в канонический свод - антифонарий. Аскетичная красота песнопений в полной мере отражала эстетику романского стиля, господствовавшего в европейском искусстве Раннего Средневековья.
Спустя 300 лет после кончины Григория Великого литургические песнопения антифонария были утвержденны в качестве официального музыкального сопровождения католической службы и получили название Григорианского хорала.
Изначально Григорианский хорал исполнялся исключительно мужским монашеским хором. Это было одноголосное, без музыкального сопровождение пение, почти речитатив. Язык - латынь. Музыкальный размер отсутствовал. Мелодика песнопений, сдержанная и строгая, полностью подчинена богословскому тексту. Монодия (греч.μονῳδία - одиночное пение) - пение хора в унисон - символизировала единение человека с Богом, а простая и сдержанная мелодия помогала прихожанам отрешиться от земных проблем, сосредоточиться и вознести свои молитвы к Небу.
В самых ранних рукописях содержатся только тексты хорала, мелодии заучивались монахами наизусть, в IX веке появились невмы (греч. πνεῦμα - дух, дыхание) - значки поверх текста, подсказывающие хору, когда можно брать дыхание и напоминающие направление мелодии вверх или вниз.
На протяжении последующих трех веков невменная нотация совершенствовалась. В XI веке монах-бенедиктинец Гвидо Аретинский посадил невмы на две черты, обозначив ими высоты основных звуков, нижней красной - Фа малой октавы, верхней желтой - До первой октавы. Окончательно невменная система оформилась к XII веку - значки разместились на 4 линейках, а помимо высоты звука появилось еще обозначение ритма и длительности. Она получила название квадратно-линейная нотация и стала предшественницей современных нот.
Невзирая на жесткие рамки консервативной католической церкви в IX веке на основе Григорианского хорала появились первые двухголосные (лат. diaphonia) песнопения - органумы, которые дали начало бурному развитию культовой полифонии. С XIII века во многих храмах в сопровождении органа зазвучали многоголосные, мелодически богатые мессы, а Григорианское пение постепенно стало терять свое главенствующее положение в литургике.
Сегодня Григорианский хорал в своем каноническом виде сохранился только в монастырях со строгим монашеским уставом, но его значение для современной Римско-католической церкви по-прежнему велико. Хорал все также записывается на 4 строках, а не на привычном пятилинейном нотном стане. Латынь и сейчас официальный язык богослужения.
Сложно переоценить вклад Григорианского пения в развитие европейской культуры. Оно оказало безусловное влияние на классическую музыку позднего Средневековья, Ренессанса и барокко, когда популярные распевы стали исполняться за стенами церквей и монастырей.
В музыке многих европейских и русских композиторов-классиков, Баха, Моцарта, Верди, Листа, Рахманинова и др., можно услышать вариации известных григорианских хоралов, таких как "Dies Irae", "Ave Maria", "Stabat Mater", "Те Deum laudamus".
В современном мире не иссякает интерес к возвышенным мистическим мелодиям Григорианского хорала.
С конца 60-х годов прошлого века в европейской классической музыке стал очень востребованным духовный (сакральный) минимализм, в котором успешно работали Алан Хованесс, Арво Пярт, Генрик Горецкий, Джон Тавенер и другие.
В 1982 году французский клавишник Марсель Перес основал Ансамбль Органум (фр. Ensemble Organum), репертуар которого состоит из импровизаций на тему средневековой музыки - это григорианские хоровые монодии в полифонической обработке с инструментальным сопровождением. Появилось новое музыкальное направление - neo-medieval music, в котором наиболее успешны немецкие коллективы "Gregorian", "Enigma", "Lesiem", польская "Mistic", французская "Era" и др.
Сегодня можно услашать и аутентичное григорианское пение - вышли диски с записями хора братии Аббатства цистерианского ордена Хайлигенкройц из Австрии и хора монахинь-бенедектинок из Аббатства Благовещения Богородицы (Abbaye de Notre-Dame de l'Annonciation) во французском Авиньоне.
Саундтреки с мотивами Григорианского хорала к триллеру "Имя розы" Жан-Жака Анно, к трилогии "Властелин колец" Питера Джексона и к "Звездным войнам" Джорджа Лукаса помогают зрителям погрузиться в волнующую и мистическую атмосферу фильмов.
Григорианский хорал, одновременно простой и торжественный - колыбель западно-европейской музыки, ее исток, остается востребованным и в суетном ХХI веке.
Спасибо за прочтение)