Сейчас смешно вспоминать появление первых мыслей об истории как возможной профессии. Ребенку - 12лет.
В школе появляется очень живая, подвижная, энергичная и влюбленная в свой предмет стройная, кареглазая девушка с короткой стрижкой, в костюмчике песочного цвета. И на первом же уроке необыкновенно интересного предмета, Истории Древнего мира, 5 "А"класс влюбляется в свою историчку.
Валентина Андреевна Соловьевская становится кумиром большинства ребятишек. Ее исторический кружок, переросший в Ленинскую комнату, "захватил" человек 30 из трех параллельных классов, да еще столько же - из старшеклассников.
Комитет Комсомола курировала тоже она, поэтому даже выпускники очень хорошо знали эту девушку - вихрь, умевшую растормошить своими идеями любого. С кружковцами, среди которых была, естественно, и Тушка, у Соловьевской сложились достаточно теплые отношения.
Благодаря ей, дети вступали в активную переписку с режиссерами, актерами, писателями и прозаиками, имевшими счастье писать сценарии, снимать художественные и документальные фильмы, выступать в роли Ленина. Материал, который они высылали по просьбе ребятишек, лег в основу создания Ленинской комнаты, занимавшей целый кабинет в новом здании школы.
Не было ни одного случая, чтобы дети не находили у нее помощи, если они подходили с какими- либо вопросами.Она знала все! А еще она ходила с ними в кино! Однажды вместе с Валентиной Андреевной кружковцы посмотрели цветной фильм о подводных археологах.
И Валентина Андреевна так интересно комментировала действия археологов во время подъема греческих кувшинов, ваз и прочей утвари со дна морского, что не загореться мечтой об археологии было просто невозможно! С того дня Тушка точно знала, что будет археологом.
Кстати, именно в подражание любимой историчке Тушка впервые посягнула на святое, - косы!- которые маман усердно ей отращивала с детских лет, надеясь, что из мышиных хвостиков вырастет, как у нее в молодости, что - нибудь путнее. Однажды в ход пошли большие мамины закройщицкие ножницы. И вместо такой, примерно, красоты:
получилось нечто прозападно - вызывающее, но очень моднячее:
Когда маман, вернувшись домой, увидела этот шедевр, у нее хватило сил не побрить наголо обхватанную голову, потому что две мартышки искренне ждали от нее похвалы. Они же так старались! В общем, парикмахер был очень рад таким клиентам!
Глядя на этих хулиганок, Тушка думает, что на счастье маменьки тогда не было моды на тату. (Интересно, какова первая реакция матерей тех кукол, которые сегодня украшают себя этими узорами африканских племен и наших зэков?)
К окончанию шестого класса Тушка точно решила стать подводным археологом! И вот, десять лет спустя, она наконец - то узнала, что такое археология на самом деле.
Как любил говорить профессор В.И.Матющенко,- в археологию больных, хромых, горбатых не берут! Ни Средиземного, ни Черного моря в Томске и поблизости не нашлось, и потому, наверное,
общим направление томских археологов стало изучение историко-культурных процессов населения Западной Сибири в древности и средневековье.
В ТГУ археологическое направление начало формироваться в школу в начале 70-х гг. XX в. Активно функционировал музей как базовый учебно-научный центр. В 1968 г. была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири (ПНИЛ ИАЭС).
В недрах сектора археологи, этнографы и антропологи этой лаборатории сформировали коллективное ядро исследователей. Таким образом появилась возможность целенаправленного, многопланового и интенсивного развития научных исследований Сибири.
Научное руководство общей темой осуществлял В.И. Матющенко, заведование сектором поручили Л.А.Чиндиной.
Основными научными направлениями стали:
-исследования археологических культур Обь-Иртышья в I -м тыс. до н.э. – I -м тыс. н.э. в эпоху железа;
- история Еловского населения Среднего и Верхнего Приобья в эпоху поздней бронзы;
- источниковедческие и аналитические исследования.
В.И. Матющенко подвел итоги многолетних работ по проблемам неолита и бронзы лесостепного Приобья, выпустив четырехтомник монографии с обоснованием концепции культурного развития региона и систематизацией материалов. В 1974 г. он успешно защитил докторскую диссертацию, и в 1975 г. покинул ТГУ.
Тушка с ее талантом оказываться не в то время и не в том месте, получила от именитого профессора пендель аккурат к окончанию его пребывания в университете и "загремела под фанфары", попытавшись пройти обязательный медосмотр перед практикой.
В ее архивах до сих пор лежит тот "бегунок" от медкомиссии, где ни один из врачей не дал ей благословления на эту первую в жизни и такую долгожданную практику.
Параллельно с кабинетами Межвузовской клиники она пыталась пробить головой стенку в виде преподавателя латыни, который никак не ставил зачет, считая, что без языка дано вымерших гигантов человеческой мысли сибирским историкам просто не прожить...
Приближался последний день зачетной недели.Правила допуска к сессии тогда были очень жесткими: не сданы зачеты - не допущен до экзамена-автоматом получаешь "2" и далее по нарастающей. Три двойки - и отчисление. Воистину, "казнить нельзя помиловать!"
( К слову о тех правилах и современности: не так давно столкнулась с тем, как лихо сейчас на выпускном курсе одна из студенток "решила вопрос" с 13-ю не сданными на младших курсах зачетами и экзаменами и получила "отлично" за диплом, написанный по заказу...И это, к сожалению, не единичный случай!)
Тушка по чьей - то подсказке, понимая, что терять нечего, пошла ва-банк и оформила академический отпуск до декабря следующего учебного года, использовав медицинскую справку, забраковавшую ее для археологической практики. И поехала домой, "на каникулы".
Родителям сказать об очередном провале просто не смогла.Было очень больно, стыдно и страшно. - А еще говорят, что снаряд не попадает в одну и ту же воронку дважды!
Не то что на археологии, здесь на дальнейшем пребывании в универе можно было поставить крест!
___________________________________________
С вами была Надежда и мой канал Эффект Бабочки.
Подписывайтесь!
Ссылки на мои предыдущие публикации:
25. Самый ценный отрезок времени. Или Vivat Academia! Vivant professores!
15. Горек чужой хлеб. Круты ступени чужого дома
6. По ту сторону бытия или почему не стоит зацикливаться на болячках
________________________________________________________________________________________
Полный список статей Вы можете посмотреть в моем блоге
Подписывайтесь на канал «Эффект Бабочки» и делитесь своими мыслями в комментариях и в социальных сетях.
За помощь в продвижении моего канала в социальных сетях буду всем вам очень признательна!
Если статья вам понравилась, буду благодарна за лайк ☺