Найти тему
Киноведьма

Святые или идиоты? Положительные герои современного русского кино

Изображение в свободном доступе в Интернете
Изображение в свободном доступе в Интернете

В свое время милейший Федор Михайлович долго потел над романом о "положительно-прекрасном человеке". Ну очень это трудное дело - изобразить не скучного и реалистичного положительного персонажа. Иногда режиссеры современного русского кино задаются такой же целью. Что получается?

В свое время покойный Балабанов в фильмах "Брат" и "Брат-2" изобразил современного супергероя, защитника, да и просто хорошего порядочного парня Данилу Багрова.

Изображение в свободном доступе в интернете
Изображение в свободном доступе в интернете

За отведенное экранное время его персонаж, не поведя своей замечательной бровью, угробил бессчетное количество "плохих парней". Не разбирая, кто, что, зачем. Просто двигалась рука с автоматом и полчища врагов сыпались как горох. Что ж - по законам жанра, в духе эпохи (а как еще было в 90-е?...) и с простым стишком о родине на устах. Для кого-то образ, созданный Бодровым-младшим и Балабановым стал нравственным ориентиром (за друзей горой, женщину защитил и т.д.), кто-то был в ужасе от жестокости персонажа, порой превращавшей его в стреляющую руку из компьютерной игры.

Время течет. Нравы меняются. Ну как меняются - разборки сильных мира сего стали гораздо изящнее, чуть ли не интеллигентнее. Расталкивание, откусывание и растаптывание совершается уже не в красных пиджаках, а в изящных дизайнерских костюмах под аккомпанемент одухотворенных бесед. А что же с теми, кто из этого процесса выпал, точнее и и не впадал в него? Как выглядят современные положительные персонажи в отечественном кино?

И вот тут мне вспомнились два удивительных образа - учитель географии Служкин из фильма А. Велединского "Георграф глобус пропил" (К. Хабенский) и врач скорой помощи Олег из фильма Б. Хлебникова "Аритмия" (А. Яценко).

Врач и учитель - ну кого как не их изображать в роли замечательных людей. Хотя в сериальных мелодрамах через одного попадаются благороднейшие предприниматели, рассекающие коттеджные поселки на "Бэхе" или "Ройсе" исключительно с целью подобрать и осчастливить очередную Золушку из деревни Гадюкино. Но сейчас мне все же хочется поговорить не о мелодрамах, а о кино. Итак, вернемся. В роли святых - бюджетники.

Изображение в свободном доступе в интернете
Изображение в свободном доступе в интернете

Что образование, что здравоохранение безжалостны к тем, кто оказался не на верхушке этих замечательных систем, а где-то даже посерединке. Быдловатые, наглые и жестокие ученики и дерущиеся переломанные алкаши на площади с одной стороны. Бесчеловечное в полном смысле этого слова начальство с другой. "Главное, чтобы пациент у тебя не умер, вези его в стационар, вот там он у других пусть умирает на здоровье" - к этому опусу начальника подстанции скорой помощи ничего не убавить и не прибавить. Служкина клюет завуч школы. Олега откровенно гнобит этот самый "врач". И тем не менее оба персонажа не мыслят себя в иной системе (кроме Служкина, которого образование выплевывает само, но об этом позже). Вот именно не мыслят. И врач, и учитель не рвутся "наверх". Ни в том, ни в другом фильме, мы не видим ни малейших попыток героя сделать карьеру, увеличить доход и т.д. Даже помыслов об этом у них не наблюдается. Они просто приходят в школу и в больницу. И работают.

Изображение в свободном доступе в интернете
Изображение в свободном доступе в интернете

Это нестяжательство в героях на фоне остальных персонажей просто поражает. При этом мы видим, что их жизнь в маленьких захламленных квартирках их реально устраивает - ведь рядом с ними те, кого они очень любят - что еще-то надо? Ну живет хорошо и богато школьный друг Служкина, со смехом говоря, что работает "коррупционером" (ну да, в каждой шутке есть доля шутки). Служкин смотрит на него со спокойной улыбкой, он менее богат - любимые жена и дочь, что еще-то нужно. То же самое и у Олега. В жене Кате души не чает, хоть и на съемном жилье обои отваливаются. Святые? Дурачки?

Вообще, самого Служкина отличает образованность и подлинная интеллигентность, которая не сползает с него даже в минуты самого горького пьянства и редких эпизодов ругани. Про врача Олега такого, конечно, не скажешь, он попроще будет. Но при этом профессионал с большой буквы. Эпизод с постановкой диагноза, где герой буквально бился об стену бестолковости коллег, - шикарен.

При этом в обоих персонажах совершенно потрясающим образом сочетаются трепетное отношение к окружающим, подлинная божественная любовь и инфантилизм, который вылезает боком не только им самим, а опять же тем, кого они так любят.

Так, Служкин, абсолютно не стремящийся что-то присваивать, отпускает свою жену к другу, именно потому что желает ей счастья. Там тебе будет лучше - иди с миром. Месть, обида - да о чем вы?

Изображение в свободном доступе в интернете
Изображение в свободном доступе в интернете

Точно так же он пытается впустить хоть что-то человеческое в души жуткого зоопарка под названием "10 класс". Сам большой мечтатель, он пытается научить этих зверенышей видеть сквозь проржавевшую пристань удивительные дальние страны. Получается с трудом, но герой продолжает свою незадачливую педагогическую деятельность.

Изображение в свободном доступе в интернете
Изображение в свободном доступе в интернете

Но! Герой всю жизнь просто плывет по течению. Да, он не стремится урвать от жизни сладкий кусок пирога, но и смотрит на многие вещи чересчур расслабленно, не всегда осознавая последствий. Так, в опасном походе с детьми по бурным рекам Служкин продолжает выпивать, периодически теряет учеников (это в диком лесу-то!). И то, что дети, предоставленные сами себе, не гибнут на страшном речном пороге, так прямо чудо какое-то. Подчеркиваю, в Служкине есть глубочайшая доброта, порядочность, честность, но - дичайшее раздолбайство, за которое он в итоге и расплачивается увольнением из школы.

Изображение в свободном доступе в интернете
Изображение в свободном доступе в интернете

Раздолбайства в избытке и у врача Олега. Нет, на работе он проявляет крайнюю ответственность и дотошность, спасает людей, не взирая ни на какую опасность (врач и фельдшер и банда упившихшся и подравшихся крепышей - а ну-ка разними и вылечи). Более того, он переступает через античеловеческие инструкции, что в фильме выглядит гораздо страшнее. Он не бросает пациента после истекших по правилам 20 мин просто потому, что не может иначе - человек живой перед ним.

Изображение в свободном доступе в интернете
Изображение в свободном доступе в интернете

И опять "но". Олег, как и Служкин, абсолютно инфантилен в другом - в семейной жизни. Он действительно очень любит жену, но искренне не понимает, что ее не устраивает. Ну, пьет, приводит толпу друзей по вечерам, после каждой ссоры убегает и выключает телефон, пока она носится за ним по дворам - а что такого, любит же? У Служкина, кстати, любовь тоже бок о бок с этим идет - он не понимает, отчего так злится жена, которую достали нищета и безысходность. Ему-то хорошо, он привык, а ее потребностей он просто не замечает. Хотя на фоне абсолютно прагматичного, рационального и холодно-бездушного отношения к женщинам его приятеля, чувства Служкина, как и чувства Олега - настоящие. Искренние. Потому и редкие.

Вот такие своеобразные святые современного русского кино. Люди не от мира сего, оторванные от материальных благ, но с исковерканным чувством ответственности. Добрейшие раздолбаи.

Согласны? Или эти герои недостойны такого звания? Жду ваших комментариев!

Подписывайтесь на мой канал. Еще больше мнений, споров, еще больше кино.

Ну очень красивые и не "избитые" мужчины русского кино

"Викинг": как режиссер над зрителем поржал