Найти тему
Муки творчества

Зачем каждый художник должен изучать композицию

Оглавление

Приветствую тебя дорогой читатель, хочу в этой записи поговорить о таком глубоком понятии как композиция.

Композиция – это некая система взаимного расположения частей в гармоничное целое.

Мы говорим сегодня о композиции в рисунке, но это понятие встречается также в музыке, кино, театре, литературе, балете, скульптуре, архитектуре, дизайне …

Композиция воспитывает образное мышление, чувство вкуса и определяет профессиональную зрелость, мастерство и умение воплощать идеи.

Именно поэтому мы рассмотрим хорошие композиционные решения на примере известных картин, учиться нужно у лучших. Ну и конечно я подобрал менее удачные композиционные решения для сравнения.

Для начала знакомства с композицией, я хотел бы отметить несколько важных моментов.

На гармоничное размещение фигур, предметов на листе бумаги влияет равновесие, масштаб, конструкция, симметрия, контраст, пространство, ритм, динамика, статика, определение главного и второстепенного в рисунке и не стоит забывать о выразительности и гармонии.

После такого набора понятий, начинающий художник может даже передумать всё это дело изучать и продолжит рисовать неправильно. Но как известно, что любая длинная дорога начинается с первого шага, так начинающий должен изучать всё постепенно и последовательно, главное начать.

Начнём мы с примеров простых натюрмортов и фигур человека, в общем с картин, которые не несут сильной смысловой нагрузки.

Натюрморт с яблоками

-2

Такой незамысловатый натюрморт, яблоки на драпировке. Выполнен очень даже интересно и качественно.

Но к сожалению многие рисунки и картины, найденные в интернете очень халатно сфотографированы и обрезаны в графических редакторах. Поэтому иногда композиция может казаться плохой, но на самом деле, там банально не хватает куска пустого пространства, потому что плохой фотограф счёл эту деталь не информативной и бессмысленной.

Но давайте плясать от того, что есть. В этом рисунке нет равновесия, яблоки сдвинуты к левому краю и сильно перевешивают композицию. Также очень контрастные собственные тени на яблоках и падающие тени от них, ещё сильнее добавляют им веса.

-3
Художник перед тем как расположить предметы на бумаге, должен учитывать и фактор освещения, тут главное, чтобы тень от предмета или человека не перевешивала бы композицию.

Натюрморт с посудой и фруктами

В следующем натюрморте видна ещё не опытная рука начинающего художника. У меня нет цели кого-то оскорбить, просто на учебных работах проще всего находить ошибки.

-4

Как мы видим на этом примере, композиция разваливается на две части, то есть нет гармонии. Кувшин обиделся на группу, состоящую из драпировки, тарелки, груши и кружки. Задача, автора их помирить, и чтобы у них получилась идиллия. Также кувшин сильно задрат вверх и верх горлышка практически упирается в край листа, чего следует избегать.

-5

К слову, да иногда предметы расположены так как они лежат, но вы же не фотоаппарат, вы художник, в вашей власти двигать предметы как вам захочется, главное добиться красивой композиции. Это очень важно, даже самый мощный и красивый рисунок проиграет если у него будет плохое расположение на листе.

Натюрморт из посуды, фруктов, на круглом столе

В следующем примере мы видим симметричную композицию. На первый взгляд в ней всё нормально.

-6

Но я бы рекомендовал так не делать. Рисунок выглядит скучноватым и прилизанным, спасает ситуацию только драпировка, свисающая за кувшином, она немного разрушает симметрию.

-7

Старайтесь слегка сдвигать предметы вправо или влево, чтобы было пространство, воздух, так ваша работа будет выглядеть интересней.

Яблоки и бананы

-8

В этом рисунке левое яблоко прилипло к краю листа, так категорически делать не стоит. В идеале необходимо было оставить больше пространства от края.

-9

Было бы приемлемо если яблоко не вмещается в рисунок, то его можно было бы обрезать, но это надо сделать тоже красиво.

-10

Лимоны и яблоко

А в этом рисунке все предметы сильно прижаты к низу, я бы их немного поднял.

-11
-12

Натюрморт из глиняной посуды

В этой работе мне нравится, как скомпонованы предметы между собой, но многовато лишнего пространства вокруг них.

-13

Этот натюрморт хорошо бы смотрелся и в вертикальном формате.

-14

Горшок с луком

А это хороший пример композиции, когда автор сознательно сдвигает предметы влево, чтобы оставить пространство для красивой падающей от предметов тени.

-15

Но я бы поднял всю композицию чуть повыше.

-16

Портрет девушки

Когда рисуете портрет не забывайте, что помимо формы, световых, теневых пятен в образе человека есть некая магия. Наш взгляд сразу падает на лицо, глаза натурщика. Шея, волосы, плечи, тоже важны, но они второстепенны. В этом портрете лицо девушки композиционно сильно смещено влево.

-17

Передвинем лицо ближе к центру листа и уже смотрится гораздо приятней.

-18

Такс… Примеров я подобрал много, дальше пойдут фигура человека, портреты, написанные известными художниками и пейзажи, но чувствую, что статья получается длинной, поэтому на этом, пожалуй, остановлюсь и продолжу в следующей статье.

Если вам конечно же интересна эта информация. Проявите активность поставив лайк и подписавшись на канал, чтобы я понял, стоит ли продолжать тему. И конечно же комментарии, напишите их обязательно, если вам есть что сказать. Всем Мира!

Читайте также:

Размер имеет значение - Пропорции в рисовании

Раскрыт секрет - Зачем художники рисуют кубики, шарики и тряпочки